Перейти к содержимому


NikE

Регистрация: 09 май 2003
Offline Активность: 24 июн 2015 01:36
***--

Мои темы

Владимиру Кононовичу - 70

18 марта 2014 - 11:43

Незаметно докатился до отметки "70" вечно молодой Владимир Кононович. Родился 13 марта 1944 года видимо где-то в районе города Октябрьского, который родился на два года позже него. Уже в 1963 году "засветился" в Октябрьском в гонках на льду в классе 350. В 1966 году произошло чудо: о Кононовиче только все и говорили. В призе открытия сезона на уфимском "Труде" никому неизвестный Кононович занимает второе место, проиграв лишь чемпиону России Льву Краеву. В том же году в августе в Стерлитамаке становится чемпионом Башкирии. Апофеоз: осенью в финале Кубка СССР выступает в составе уфимской "Башкирии" и занимает первое место!
Еще одна деталь: в гонках СССР-Польша на уфимском Труде в том же 1966 году Кононович ездит без перчатки на правой руке, Видимо, чтобы лучше газовать. Судья объявляет ему предупреждение, но оно вроде не действует. Так и занял 9-е место, и даже обогнал самого Мариана Росе, который только что набрал комплект на КФ КЧМ во Львове.
С 1967 года и до сих пор Кононович в Салавате. Серебро командного чемпионата СССР, золото КЧ и Спартакиады народов РСФСР в составе команды Башкирской АССР, состоящей из одних салаватцев. Через год - в 1968-м - серебро ЛЧ России, впереди только одноклубник Владимир Корнев. Всего через несколько месяцев - в январе 1969 года - бронза России в гонках по льду - за Владимиром Цыбровым и Борисом Самородовым.
Членство в обоих сборных Союза, участие в ЧМ и на гари, и на льду. На гари даже дошел до Европейского финала 1970 года в Ленинграде, на льду в полуфинале тоже попал в восьмерку, но не в финал, из-за ограничения представительства от одной страны.
Ну а потом пошло судейство. Чего только Кононович не судил, каких только финалов СССР и РСФСР, и Россию прихватил.
А на гонках в Салавате он всегда как часовой. И по полю пройдет, и в парк, и в судейскую заглянет. В отглаженном костюме, затемненных очках, всегда вежлив и доброжелателен.
В общем - Спидвей, Салават и Кононович - это понятия неразделимые.
Остается, хоть и с запозданием, позлравить Владимира Владимировича с юбилеем.
И пожелать ему в добром здравии дожить до лучших времен башкирского спидвея, а если они наступят очень скоро (во что мало верится), то мы еще ему добавим сколько угодно.

Прикрепленный файл  predstawlenije.jpg   212,71К   48 Количество загрузок:

Спидвейная вершина В.Кононовича (слева) - финал Европейский 1970 в Ленинграде.

1995. Уфа. 3-й Мемориал Г.Кадырова

05 января 2014 - 19:24

Уфа, "Труд", 11 октября 1995 года. 3-й Мемориал Г.Кадырова. Видео появилось в сети невесть откуда.

Самой гонки тут практически нет, зато церемонии - почти в полном объеме. Посмотрите на наших любимцев, послушайте незабываемый голос Владимира Ивановича Карнеева.

Контуры сезона - 2014 (заседание ТК в Тольятти 5.10.2013)

07 октября 2013 - 02:43

5 октября в конференц-зале СТК им. А.Степанова состоялось предсезонное заседание ТК МФР по гонкам на льду. Были все члены ТК (из Уфы, Тольятти, Каменска-Уральского, Шадринска, Москвы) кроме Захарова (Новосибирск) и Чекмарева (Самара) и не входящие в ТК представители Уфы, Самары, Новосибирска, Шадринска, Глазова, Луховиц, Саранска, Благовещенска, Слободского, Пермского края.
Многие вопросы были обговорены заранее в телефонных разговорах с председателем ТК Рифом Саитгареевым, поэтому были решены оперативно.
А "гвоздем программы" стало обсуждение возможности проведения в Благовещенске УТС сборной России и первых двух этапов Суперлиги.
У этой проблемы две стороны - финансовая и временная.
Сейчас только три клуба СЛ могут без угрозы разорения съездить в Благовещенск. Другие три (Шадринск, Каменск и Стерлитамак) это очень напрягает. Причем Шадринск даже прислал в ТК официальное письмо, что не сможет принять участие в этапах, в случае их проведения в Благовещенске.
Доставка техники - процесс достаточно долгий, и от ее продолжительности зависят сроки проведения следующих всероссийских соревнований.
На сроки также оказывает давление эстафета Олимпийского огня, который в Тольятти должен быть пронесен через лучшую мотоарену страны во время финала ЛЧР.
То есть - с одной стороны поджимает Благовещенск, с другой - Тольятти.
Сразу скажу, почему в качестве организаторов УТС и СЛ1-2 отпали Каменск и Шадринск. Отказ официальный от самих клубов. В К-У будут как раз монтироваться трибуны, а металлические конструкции монтажники разложат на поле трека.
Был вариант с Кумертау, но там тоже отказ от городского руководства. Кстати, по пути на заседание Наиль Галиакберов (Кумертау) и Алексей Дмитриев (Мелеуз) попали в тяжелую аварию. Лобовое столкновение около Бузулука. К счастью, сами остались относительно целы и невредимы.
Итак, с одной стороны - только Благовещенск готов взять на себя эти важные мероприятия. С другой - никто не хочет ехать в Благовещенск. И если УТС можно еще как то провести в Новосибирске, то СЛ - снова негде.
Поэтому Сергею Цыбулину, взявшему на себя труд убедить сообщество в возможности и необходимости поездки в Благовещенск, пришлось потратить немало энергии (которой не занимать) и интенсивно заниматься импровизацией, чтобы найти варианты, которые бы устроили всех сомневающихся.
В итоге договорились, при условии, что Благовещенск берет на себя часть расходов и организует доставку мототехники, с точкой отправления - Уфа. Но миссия С.Цыбулина не закончилась. В течение двух недель он должен заключить договора со всеми клубами Суперлиги о согласии на участие при соблюдении определенных условий.
Таким образом, если договора будут подписаны, с 16 по 25 ноября в Благовещенске состоятся УТС сборной России, а 26-28 ноября - тренировки членов команд Суперлиги, не входящих в сборную.
30 ноября и 1 декабря там же состоятся первый и второй этапы КЧР в Суперлиге.
7-8 декабря в Новосибирске состоятся 1 и 2 этапы КЧР в Высшей лиге.
14-15 декабря пройдут полуфиналы ЛЧР в Новосибирске, Шадринске, Стерлитамаке и Уфе.
24-25 декабря - финал №1 в Тольятти, а 11-12 января - финал №2 в Уфе.
3-4 этапы Суперлиги состоятся в Уфе 22-23 февраля, а 5 и 6 - в Тольяттти 1-2 марта.
3-4 этапы Высшей лиги состоятся в Луховицах 15-16 февраля, а на 5 и 6 желающих пока не нашлось. И пока что в ВЛ заявилось 6 команд («Мордовия» (Саранск), «Спидвей-Сибирь-ДОСААФ» (Новосибирск), «Подмосковье» (Луховицы), «Удмуртия» (Ижевск), ЦТВС-«Сапсан» (Кумертау), АМК СГК-2 (Самара).
Кубок России. Этапы 1 и 2 - Самара, 25-26 января, 3 и 4 - Шадринск, 8-9 февраля, 5 и 6 - 8-9 марта - Новосибирск или Краснокамск. Представитель Краснокамска, как и год назад, мотивировал необходимость дать им эту гонку присутствием высокого начальства, которое будет принимать решение о строительстве мототрека.
Кубок МФР. 1 и 2 этапы - Стерлитамак - 25-26 января, 3 и 4 - Вятские Поляны, 8-9 февраля, 5 и 6 - возможно - 8-9 марта, Кумертау или Ижевске (от Кумертау была официальная заявка на этап Кубка России, от Ижевска до сих пор ничего не было, кроме устных предложений).
Личное первенство России среди юниоров. Полуфиналы 18-19 января - Новосибирск, Самара, Луховицы. Финал - Уфа, 1-2 февраля.
Финал КПРЮ - Каменск-Уральский, 4-5 января.
***
По предварительным данным, ФИМ нашла организаторов только на одно отборочное соревнование ЛЧМ, которое состоится в Санкт-Йоханне (Австрия) 18 января.
Финалов пока только три: Красногорск - 1-2 февраля, Ассен (Нидерланды) - 8-9 марта, Инцель (ФРГ) - 15-16 марта.
Саитгареев объявил, что ФИМ просит МФР взять на себя проведение еще одного финала ЛЧМ. Цыбулин сразу же предложил кандидатуру Благовещенска. Других предложений не было. Этот вопрос не входил в повестку дня и по нему не требовалось принимать решения ТК. Но возьмите на заметку: а вдруг и на самом деле этап ЛЧМ пройдет на Дальнем Востоке. Было бы здорово.
Командный чемпионат мира через неделю после Красногорска состоится в Тольятти (8-9 февраля), а еще через неделю (15-16 февраля) в Каменске-Уральском пройдет чемпионат Европы.
***
Некоторые изменения внесены в регламенты турниров. Отменена ротация запасных как в полуфиналах, так и в финалах ЛЧР и Кубках. Запасных на правах резервных гонщиков трека будут назначать организаторы по согласованию с ТК. В финал ЛЧР будут выходить по четыре основных гонщика - и все. Вместо травмированных пригласят кого-либо из занявших следующее место.
В КЧР при пяти командах будут ездить по таблице "5 пар-20 заездов", которая была применена в минувшем сезоне в спидвее. Возвращаемся к зеркальным таблицам проведения четных этапов КЧР.
***
На чемпионат Европы по-прежнему будут делегироваться призеры юниорского ЛПР, плюс представитель организатора (если никто из гонщиков К-У не войдет в первую четверку).

Так что контуры сезона, по сравнению с некоторыми из предыдущих сезонов, очерчены довольно четко. Лишь некоторые вопросы еще нуждаются в доводке. Да и по ходу коррективы может вносить погода - тут уж ничего не поделать. Но главные, принципиальные решения уже приняты.
P.S.
5 февраля в Тольятти состоятся международные гонки на Приз губернатора Самарской области, а 22-23 февраля в Луховицах - международный Мемориал Владимира Цыброва. Остальные мемориалы будут проходить либо в рамках официальных соревнований, либо в качестве дополнительных заездов к ним.

Игорь Плеханов. К 80-летию со дня рождения

26 июля 2013 - 15:25

Сегодня, 26 июля 2013 года исполняется 80 лет со дня рождения Игоря Александровича Плеханова. До сих пор его достижения не превзойдены ни одним спидвеистом СССР и образовавшихся на его пространстве государств. Будем надеяться, что это случится через несколько месяцев, а пока вспомним гонщика, который навсегда останется одной из самых ярких фигур в истории отечественного и мирового мотоспорта.
Зимой 2000 года главный редактор башкирской "Молодежной газеты" (прославленного "Ленинца") Сергей Кузнецов предложил мне написать большую статью про Игоря Плеханова. Места давал "сколько угодно" (что для меня, вечно боровшегося за строчки, было редкостью), попросил, чтобы было побольше фотографий. В результате вышло четыре разворота, то есть по две полосы в номере. Многие факты и фотографии были опубликованы впервые, и даже дочь и зять Игоря Александровича потом признались, что они об этом не слыхали.
Поэтому в юбилей великого мастера спидвея не остается сделать ничего лучше, чем предложить эту работу 13-летней давности.
И еще напомню. Фактически И.А.Плеханов родился 26 июня 1933 года, но в свидетельство о рождении вкралась ошибка, протиражированная в других документах, поэтому именно день 26 июля стали считать его официальным днем рождения. Хотя отмечали 26 июня.



Николай ЕРМОЛЕНКО

ПРОФЕССОР, ПОКОРИВШИЙ "УЭМБЛИ"

Именно он оставил самый яркий "русский след" в мировом спидвее и в наибольшей степени прославил мотоспорт своей великой страны – Советского Союза. Свое участие в соревнованиях и подготовку он довел до уровня науки, предусматривая и продумывая каждую мелочь. Он имел высшее физкультурно-спортивное образование, огромнейший опыт и неоценимый багаж знаний в своем деле, но даже не подумал взяться за кандидатскую диссертацию. Тем не менее, неформально в спидвее он - настоящий профессор. Наш герой – "русская ракета", "уфимский метеор", заслуженный мастер спорта СССР Игорь Плеханов – самый знаменитый мастер советского спидвея, чьи достижения никому не удается не только превзойти, но даже повторить вот уже 35 лет.
Первый певец отечественного спидвея московский журналист Борис Логинов однажды с удивлением заметил, что об Игоре Плеханове не то что книги, - даже очерков почти не написано. Рассказав о своей многолетней дружбе с ним на страницах прекрасного, но, к сожалению, рано почившего журнала "Автомотоспорт", он попытался компенсировать этот пробел, однако, добавил к уже известному, беглому перечню сведений о знаменитом человеке, не так уж много. Наша публикация, полагаем, в большей степени приблизит выполнение этой задачи. Земляки смогут оценить величину спортивных высот, на которые поднялся сам и поднял свою страну, свою республику Игорь Плеханов, безусловно, один из самых выдающихся башкирских спортсменов уходящего столетия.

РУССКОЕ ЧУДО

Когда спидвей пришел в нашу страну, его назвали на польский манер: мотогонки по гаревой дорожке. У поляков этот вид спорта до сих пор именуют "жужелем", то есть "шлаком", хотя шлаковых (или гаревых) дорожек ни в Польше, ни в других странах мира почти не осталось. Само слово "спидвей" в поэтичном переводе советского отца этого вида спорта Владимира Ивановича Карнеева означает "кольцо скорости", буквально же – "скоростная дорожка" или "трек". То есть слова трек (тоже скоростная дорожка) и спидвей – синонимы.
Однако, различных разновидностей треков для мотоспорта довольно много, а в официальной терминологии ФИМ (Международной мотофедерации) просто спидвей есть, а его ледового собрата – нет. Тот вид спорта, в котором были чемпионами мира и Европы товарищи Плеханова Борис Самородов и Габдрахман Кадыров, называется на русский манер, но не только в России, а во всем мире: по-английски - "айс рэйсинг", а по-французски (у ФИМ два официальных языка) – "де курсе сур глас", то есть "гонки по льду". В этом названии – дань уважения СССР, который внес в развитие "ледового спидвея" наибольший вклад...
…Так вот. За шесть лет до своего первого ледового чемпионата ФИМ провела первый чемпионат мира по мотокроссу (1957 год). Еще раньше, с 1949 года стали разыгрываться титулы чемпиона мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам. А самый первый мотоспортивный чемпионат мира состоялся еще в 1936 году, и этот чемпионат был по "настоящему" спидвею! Вообще же "корни" спидвея уходят в земляной трек и едва ли не в прошлый век…
И вот в этом-то, самом "древнем", классическом виде мотоспорта уфимский спортсмен Игорь Плеханов совершил настоящее чудо: буквально через два года после личного знакомства с ним, с первой же попытки, преодолев четыре барьера отборов, стал финалистом личного чемпионата мира, то есть одним из 16 лучших в мире, а "попутно" – бронзовым призером чемпионата Европы!
Такого история мирового спидвея не знала. Так не начинал ни один впоследствии великий гонщик даже из весьма "продвинутых" в спидвее стран. А спидвейные учителя СССР и его главные континентальные соперники – Польша и Чехословакия "вынашивали" своих первых мировых финалистов еще с довоенных времен, в среднем по 30 (!) лет.
Плеханов вывел свою страну в мировой финал в десять раз быстрее - за три года! Символично, что произошло это в том самом знаменательном 1961 году, когда Юрий Гагарин проложил человечеству "дорогу к звездам". Поэтому неудивительно, что на Западе сразу же появился термин "советская ракета" и присвоен он был, разумеется, уфимцу Игорю Плеханову.
Впоследствии появились у нас чемпионы мира и по мотокроссу, и по гонкам на льду, чемпионы Европы по гонкам на льду и мотоболу. Но первым мотогонщиком нашей страны, достигшим мировых вершин, был Игорь Плеханов.

КОНЬКОБЕЖЕЦ ИЗ НИЖЕГОРОДКИ

Игорь Плеханов родился 26 июля 1933 года в Уфе, а точнее – в Нижегородке. Дом на Малой Трактовой, в котором семья жила до войны, стоит до сих пор – недалеко от железной дороги, напротив горы. Новые хозяева, возможно, и не подозревают, что когда-то в нем жили со своим маленьким сыном скромные супруги Александр Николаевич и Анна Константиновна Плехановы. Братьев и сестер у Игоря не было, а в 42-м не стало и отца. Уже в 60-е годы в Берген-Бельзене, на месте, где стоял фашистский концлагерь, Игорь Плеханов обнаружил его имя на братской могиле…
Видимо, в последние дни своей жизни пленник часто вспоминал оставшуюся дома семью. И тогда перед глазами возникал шестилетний сынишка, летящий с горы на санках наперегонки с идущим рядом поездом. Мог ли Александр Плеханов предположить, что через пару десятков лет его Игорешка обгонит всех самых знаменитых мотогонщиков мира, что где-то здесь, неподалеку, в немецком городке под названием Абенсберг в честь него будет звучать Гимн Советского Союза, а дети нынешних лютых врагов будут носить его на руках! А.Н.Плеханов не желал мириться с участью узника и поплатился жизнью за попытку обрести свободу…
Ничего этого не мог предполагать и Игорь. О будущем он не загадывал, а как все его сверстники послевоенной поры, стремился стать самым ловким и самым сильным, стремился побеждать, поэтому и оказался на центральном городском стадионе "Динамо". Там будущий супермотогонщик Плеханов впервые вышел на лед. Но не на мотоцикле (тогда о гонках на льду и понятия не имели), а на коньках. Причем, как теперь вспоминает, бегал он за "Спартак", что было своего рода знамением: как раз в "Спартаке" он сделал свою карьеру одного из величайшего спидвеистов мира! Фундамент будущих побед закладывался как на ледяной дорожке, где оттачивались точность и координация движений, так и на крутых склонах Черкалихинского оврага, где воспитывались отвага и бесстрашие - там Игорь Плеханов прыгал на лыжах с трамплина.
Играл он, конечно, и в футбол, но больше парня тянуло туда, где пахло бензином и ревели моторы. В армию Плеханов пошел владельцем мотовелосипеда и с правами мотоциклиста. А вернулся домой призером внутриармейских мотосоревнований! И с правами шофера – служить-то довелось в разведбатальоне, где с первых же дней, как единственному новобранцу с правами, ему был доверен тяжелый М-72 с коляской (танк среди мотоциклов). Ташкент, Ош, Хорок – вот география первых моторейсов будущего чемпиона.

ПЕРВАЯ "КОМЕТА"

Приходится констатировать, что многие события в жизни Игоря Плеханова были знаковыми и имели далеко идущие последствия. Например, такой банальный эпизод, как перевозка продукции хлебзавода в магазин. Молодой человек, вернувшийся из армии, "мчался" на своем неторопливом "газике", и тот неожиданно превратился в …"комету". По счастливой случайности Плеханов довольно быстро обнаружил, что задние двери фургона распахнулись, и, придавая сходство с космическим объектом, за машиной тянется стометровый хвост из сушек. Через несколько лет Игорь стал "уфимским метеором".
А та поездка, скорее всего, превратила его в будущего "профессора". Что бы впоследствии Игорь Плеханов не делал, от правила тщательно готовиться к любой поездке, продумывать каждый шаг, учитывать любую мелочь он не отступал никогда, и верен ему до сих пор, хотя уже несколько лет не садится за руль. Официальным же образованием Плеханова тогда была семилетка вечерней школы с вовсе не блестящими оценками…
Ну а сушки? Благо, что все это случилось в хороший мороз и на безлюдной дороге. Сушки, в почти непроврежденном виде были собраны, доставлены в магазин, и, надо полагать, с удовольствием съедены уфимцами. И они, попивая чаек, не могли себе представить, что участвуют в некоем процессе с поистине глобальными последствиями. Что за приятным чаепитием скоро наступят еще более приятные минуты, часы и годы, которые доставит десяткам тысяч граждан многих стран мира молодой шофер.

КРЕЩЕНИЕ НА БОЛОТЕ

Началом своей мотоспортивной карьеры Игорь Плеханов считает момент призыва на воинскую службу, то есть 1952 год. В 1955 году, по возвращении домой, он вступил в Башавтомотоклуб, где "работал в качестве инструктора-преподавателя и одновременно занимался мотоспортом" (из партийно-производственной характеристики). Получив одну лишь старую раму, собрал свой первый кроссовый мотоцикл и выступил в зимнем мотокроссе. Трехлетний армейский опыт тут не помог – зима в Средней Азии потеплее, а мотоциклы в Советской Армии – хоть на выставку, с полусамодельным "ижом" не сравнить… Первые успехи пришли к Игорю Плеханову только тогда, когда ему был доверен "старый знакомый" - М-72. В 1957 году он стал лучшим мотоциклистом Башкирии на тяжелых мотоциклах.
Уже гремела – и не только в Башкирии - слава Юрия Дудорина, Бориса Самородова, Николая Чернова. И вот впервые громко заявил о себе Плеханов. На уфимском ипподроме он выиграл республиканские и зональные, уральские соревнования в классе мотоциклов до 750 куб.см. Гонщики ездили, как это не покажется сейчас удивительным, на специальных трековых советских мотоциклах: дело в том, что ЦК ДОССАФ СССР в 1955 году учредил свой Кубок по ипподромным гонкам, и на эту инициативу живо отреагировала отечественная мотопромышленность, выпустив ипподромный вариант М-72. Конечно, это был мотоцикл не для спидвея. Но если посмотреть на "харлеи", на которых едят сейчас на ипподромах США, то между нашим тогдашним "аппаратом" и американским теперешним можно обнаружить много общего.
Однако, вернемся в 1957 год. Игорь Плеханов, не забывший армейской жизни, взвалил на себя в прямом и переносном смысле весь класс "750" в башкирском мотоспорте. В Вологде на финальных соревнованиях чемпионата РСФСР по мотокроссу он вместе с "пассажиром" Рафаэлем Мазитовым выступил за Башкирию на мотоцикле М-72 с коляской. Трасса, отвечая тогдашней моде, была снабжена бродами, которые после проливных дождей превратились в непроходимые болота. Всякий раз, проезжая на очередном круге мимо судейской коллегии, башкирский экипаж застревал в этом болоте. Выходили из положения удивительным способом: перекантовывали до самой "суши" почти 300-килограммовый "танк", благо, что вся система зажигания была герметично защищена! А потом, через несколько лет, западные болельщики не могли понять, откуда у этого невысокого русского такая огромная сила...
…Самородов, Чернов стояли рядом, но помощь могли оказать только моральную – иначе снимут с соревнований. Но не снимать, не зачислять в список сошедших Плеханова с Мазитовым судьям не понадобилось – уфимские дебютанты финишировали в первой десятке.

***

"ЗВЕЗДА" НАД "ДИНАМО"

"Профессор" Плеханов имел узкую специальность – спидвей. А до спидвея он был универсалом – соревновался везде, где можно было гоняться на мотоцикле – на ипподроме, кроссовой трассе и на льду. Есть серьезные основания предполагать, что в каждом из этих видов он мог бы стать одним из лучших минимум в Союзе. Например, с сильнейшими российскими мотогонщиками он соревновался не только на вологодских болотах, но и на уфимском льду. А здесь компания была посолиднее, здесь выступали гонщики из Москвы, Ижевска, Таллина. Многие из них были чемпионами СССР по кроссу, шоссейно-кольцевым гонкам. Уфа против такой компании выставляла сильнейших, и среди них часто был Плеханов. Выступал он и на родном динамовском льду, в марте 1959 года.
А когда растаял снег, на "Динамо" начались крупные работы. Учитывая достижения башкирских гонщиков в соревнованиях на главной арене страны летом 1958 и зимой 1959 года, обком КПСС принял решение реконструировать стадион для проведения на нем международных и всесоюзных мотогонок по гаревой дорожке. Когда, под руководством управляющего стройтрестом №3 Аншеля Балабана (спортивный псевдоним Леонид Балабан), при заинтересованном участии председателя Башсовета Союза спортивных обществ и организаций (нынешнего Госкомспорттуризма РБ) Анатолия Ивлиева и по указаниям и схемам Владимира Карнеева на стадионе был оборудован гаревый трек, к тренировкам на нем приступили многие уфимские мотогонщики. Ездили не только на специальных чехословацких Эсо-500 или польских ФИСах, но и на переоборудованных под ипподромные кроссовых Иж-350.
Первые гаревые гонки на "Динамо" завершились если и не печально для уфимцев, то уж точно, омрачили их радужные мечты. "Сломанные" весной в Одессе герои гонок 1958 года в Лужниках Самородов и Чернов ходили в гипсе, а Шайнуров, несмотря на довольно солидную практику (тренировки и гонки в составе первой советской сборной в Одессе, серия гонок в Чехословакии), их уровня еще не достиг. Чего же говорить о Плеханове, опробовавшем гаревую дорожку и познакомившимся с необычной техникой езды всего месяц назад, в мае 1959 года!
22 июня 1959 года первым победителем первых соревнований по спидвею в Уфе – на Кубок Башкирского рескома ДОСААФ - стал ленинградец Андрей Дежинов. На следующий день приз Союза спортивных обществ и организаций БАССР завоевал москвич Виктор Кузнецов. Уфимцы в суперфинал не попали ни в один из дней. В первый пятым был Шайнуров, во второй такое же место досталось Плеханову.
Еще менее оптимистичными были результаты первых международных соревнований по спидвею СССР-Польша. Тут не то что в пятерку - в десятку сильнейших обоим уфимцам удавалось попасть с огромным трудом. Зато блеснул отважный одессит Леонид Дробязко, во второй день пробившийся в суперфинал и занявший в нем третье место. Этот гонщик приобщился к спидвею на пару месяцев раньше Плеханова, в своем родном городе. А после упомянутых встреч с поляками, в Одессе же, но уже на ипподроме, завоевал титул чемпиона СССР в "плехановском" классе 750 куб.см.
И вот 25 сентября 1959 года. Снова "Динамо" в Уфе, снова аншлаг. Стартует первый в истории мотоспорта чемпионат СССР в "мотогонках по гаревой дорожке". Первый полуфинал – с результатом 20 очков из 20 возможных побеждает Дробязко, невусмысленно давая понять, что готов сделать золотой дубль. Но во второй день – о чудо! – не менее блистательно выигрывает Игорь Плеханов. В финале первого чемпионата СССР вместе с ним еще четыре уфимца – Фарит Шайнуров, Евгений Константинов, Виктор Овчинников, Владимир Соколов.
27 сентября – финал. Кто победит – Плеханов или Дробязко? Плеханов выигрывает все свои пять заездов – снова 20 очков! Правда, в 11-м заезде пришлось "повозиться": ушел вперед и три круга не уступал лидерства Шайнуров, но потом его снесло к забору и Игорю удалось вырваться вперед. Однако впереди еще – финальный заезд финала, в котором встречаются четверо гонщиков, набравших наибольшее количество очков. Снова молниеносно стартует Шайнуров, снова по пятам его преследует Плеханов, но на этот раз Фарит не делает ошибки. Он – первый чемпион Союза! Плеханов – на втором месте – это полный успех! Он, как и Шайнуров, с этого дня становится народным героем, любимцем всей Башкирии. А золотой медали пришлось ждать всего год – в 1960-м на том же "Динамо" Плеханов выиграл все заезды второго и третьего этапов проводимого по новой формуле финала и завоевал звание чемпиона СССР. В "несчастливый" день 13 июля 1960 года он официально стал спидвеистом номер один Советского Союза!

ЕГО ТИТУЛЫ И РЕКОРДЫ

Высшими достижениями Игоря Плеханова стали две его серебряные медали личных чемпионатов мира 1964 и 1965 годов, две серебряные и одна бронзовая медаль командного чемпионата мира (1964, 1966 и 1967). Дважды – в 1961 и 1967 годах он занимал третьи места в Европейских финалах. Пять раз – в 1960, 1961, 1963, 1965 и 1968 годах становился чемпионом СССР в личном первенстве и четыре раза – первым вице-чемпионом (1959, 1962, 1964, 1967). В составе уфимской команды "Башкирия" Плеханов еще пять раз удостаивался титула чемпиона страны (1962, 1964, 1967, 1968, 1969), в составе команды РСФСР дважды становился чемпионом Спартакиады народов СССР (1965, 1967), в личном первенстве по разу стал чемпионом Спартакиады (1965) и серебряным призером (1967). Трижды – в 1960, 1961 и 1962 годах завоевывал звание чемпиона России. Выиграл два "Золотых шлема ЧССР" (1964 и 1966).
Девять раз Плеханов принимал участие в личных чемпионатах мира и семь раз доходил до финала, правда, один раз в качестве запасного. За это время ему пришлось участвовать в 40 гонках, 192 основных заездах и нескольких дополнительных. В общей сложности, Плеханов вышел победителем двух гонок личного чемпионата мира, в девяти занял второе место и в пяти – третье, лишь в одной не пробился в следующий этап, набрал в основных заездах 402 очка, в том числе 57 – в финалах.
За десять гонок, проведенных в составе сборной СССР в командных чемпионатах мира, Плеханов провел 40 заездов и набрал 85 очков, в четырех финалах – 24.
Игорь Плеханов был первым гонщиком мира, вышедшим в финал личного чемпионата мира на чехословацком мотоцикле “Эсо-Ява” и первым, кто завоевал на нем медаль.
В гонках мировых первенств Плеханов выступил на 19 треках восьми стран, всего же – более чем на 130 треках мира; на десятках треков он установил рекорды скорости. Некоторые из них принадлежат ему до сих пор и будут принадлежать вечно, например установленный в 1965 году рекорд трека Центрального стадиона имени Ленина в Москве, погребенного под легкоатлетической дорожкой с синтетическим покрытием. Трудно сосчитать точное количество одержанных им в различных соревнованиях побед. Можно лишь, не боясь ошибиться, утверждать, что оно переваливает за две сотни. Но главные его достижения связаны с финалами чемпионатов мира.

КРОН-ПРИНЦ СПИДВЕЯ

Чемпионов мира называют "королями спорта". Но периодически рядом с королями появляются "вечные престолонаследники". Эти спортсмены никогда не становятся чемпионами, хотя ни в чем им не уступают. И очень часто слава этих "кронпринцев" затмевает славу "королей". Их имена становятся легендами и переживают их самих, а их дела навечно вписываются в анналы спортивной истории.
В Формуле-1, да и вообще во всех автогонках, к таким спортсменам относится англичанин Стерлинг Мосс, ездивший в 50-е годы лучше почти всех чемпионов, но ни разу чемпионом мира не ставший. Кронпринц спидвея – это, вне сомнений, уфимец Игорь Плеханов. Ему не хватило только удачи, чтобы хоть раз стать обладателем позолоченного "Крылатого колеса".
Впечатляет статистика встреч Плеханова с чемпионами. На "высшем уровне", в 10 мировых финалах (шести личных и четырех командных) он вел борьбу с семью гонщиками, в разное время владевшими титулом короля спидвея: новозеландцами Ронни Муром, Барри Бриггсом, Айваном Мейджером (12 титулов чемпиона мира на троих), шведами Ове Фундиным, Бьерном Кнутссоном и Андерсом Миханеком (7), а также погибшим во время гонок в 1963 году двукратным чемпионом мира англичанином Питером Крейвеном. Общий счет этих встреч почти ничейный(!) - 21:17 в пользу "сборной королей спидвея". Причем, в финалах командных чемпионатов мира - 7:6 в пользу Плеханова. Счет в "дуэлях" с самым знаменитым гонщиком 50-60-х годов Фундиным - 6:5 в пользу Плеханова, а с величайшим спидвеистом мира всех времен Айваном Мейджером – 3:1 в его же пользу!
В мир большого спидвея Плеханов ворвался кометой. В 1961 году впервые в истории финал личного чемпионата мира проводился не в Лондоне, а в шведском портовом городе Мальме, впервые в финале должен был выступать советский гонщик. Это обстоятельство дополнительно подогревало интерес к финалу. А прошедшая тренировка ошеломила всех: русский дебютант на раскисшей от дождя дорожке вытворял такие чудеса, что его соперники – а это 15 лучших гонщиков мира, - только диву давались. Показав лучшее время, Плеханов отбросил последние сомнения в том, что не постесняется пойти штурмом на пьедестал почета. Ведь на Европейском финале в столице Австрии он уже побывал на нем в компании знаменитых шведов Фундина и Кнутссона.
Однако, на счастье хозяев, после тренировки дождь кончился. Всю ночь они укатывали дорожку, к тому же с утра засияло солнце. Плеханов таких твердых и гладких треков еще не видел, новые условия стали для него полной неожиданностью. За четыре серии заездов он набрал только два очка, опередив двух поляков – Ф. Капалу и С. Ткоча. Но в своем пятом заезде он все-таки "хлопнул дверью" – оставил позади самого Питера Крейвена – англичанина, чемпиона мира 1955 года. Набрав 4 очка, он поднялся на 13-е место. А шведы от "родных стен" своего добились – заняли все три призовых места. Чемпионом мира в третий раз стал Ове Фундин, "серебро" досталось Бьерну Кнутссону, "бронза" - Гете Нордину.
Через год, на лондонском "Уэмбли" уже никто не дожидался тренировки. Сногсшибательный сюрприз был приготовлен Плеханову заранее: его соперники вовсю тренировались, а он был вынужден лежать на травке и ждать, когда же на стадион из аэропорта привезут мотоциклы. Организаторы только разводили руками, мол не понимаем, что такое происходит, куда они подевались. Один болельщик-англичанин нанял мебельный фургон и отправился на поиски. Только к вечеру мотоциклы привезели на стадион.
И хотя Плеханов успел "потрогать" дорожку колесами (трижды стартовал с уже наездившимися поляками Хенриком Жито и Павлом Валошеком и дважды финишировал первым), понять крутой нрав "Уэмбли", конечно, не успел. Четыре заезда из пяти он завершил третьим. Но и тут не забыл показать "кто есть кто": в единственном победном заезде оставил позади обоих прошлогодних призеров - Нордина и Кнутссона. А чемпионом мира, во второй раз, стал побежденный Плехановым в Мальме Крейвен.
Семь очков, 10-е место , "паритет" в заездах с суперзвездами – очевидный прогресс. Тем более, что здесь, как и в Мальме, дорожка имела короткие прямые, не соответствующие динамическим характеристикам чешского "Эсо"; именно под такие сконструирован английский "Джап", на котором ездило большинство финалистов. Но Игорю все это не принесло удовлетворения, он знал, что способен на гораздо большее.
…Он и подозревать тогда не мог, что снова на "Уэмбли" окажется лишь через три года, уже в ранге вице-чемпиона мира, а в 1963 году вообще не попадет в финал (и на старуху бывает проруха!). В третий раз в своей жизни Игорь Плеханов стал мировым финалистом в 1964 году. Настроение было прекрасным, ведь на арене стадиона "Уллеви" в шведском городе Гетеборге он выступал уже не один, а вместе с двумя земляками – Борисом Самородовым и 21-летним дебютантом Геннадием Куриленко. Строить козни против трех русских будет посложнее! Тем более, если эти русские – новоиспеченные вице-чемпионы мира в командных гонках!
Повторить Мальме-61 шведским гонщикам оказалось не по силам. А наши уверенно набирали очки. Игоря опередил только трехкратный чемпион мира Барри Бриггс, находившийся в прекрасной форме. Четырехкратный чемпион Ове Фундин проиграл и Бриггсу, и Самородову! Но в последней серии заездов швед обогнал Плеханова и сравнялся с ним по очкам (у обоих – по 13). Больше – только у Бриггса, А это означало, что гонщик из Уфы впервые поднимется на самый главный мировой пьедестал. Оставался вопрос – на какую ступеньку?
Этот вопрос решил дополнительный заезд. Молниеносный старт – и снова впереди Фундин. На каждом повороте его яростно атакует Плеханов, но швед не открывает внутреннюю бровку. Остается один поворот, и тут Плеханов совершает фантастический бросок "внаружу". Грязевой "шприц" из под заднего колеса мотоцикла шведа на какое-то мгновение ослепляет его, навстречу летит забор. Но Игорь выравнивает мотоцикл и устремляется на финишную прямую. Набранной скорости хватает, чтобы опередить прославленного соперника на толщину шины! Зрители не хотят верить произошедшему у них на глазах, но сомнения разрешают главный судья и сам Фундин, поздравивший Плеханова с победой.
Еще одна серебряная медаль досталась Плеханову на следующий год, причем снова в заезде с Фундиным. На "Уэмбли" Игорь опять оказался один – никто из земляков в финал не прошел. Снова по окончании 20-го заезда у них с Фундиным оказалось по 13 очков, причем снова в основном заезде первенствовал швед. К их компании мог бы присоединиться и Кнутссон, проиграй он заключительный заезд Бриггсу. Но старый знакомец Плеханова (еще с зимы 60-го, когда приезжал в Уфу на "Кубок Дружбы"), видимо, боясь участи Фундина, приложил все усилия, чтобы до встречи с "русской ракетой" дела не доводить. Победив новозеландца, он стал чемпионом мира. А Плеханов, по традиции, в дополнительном заезде "опустил" лучшего гонщика мира и своего лучшего шведского друга на третье место. Правда, на этот раз гетеборгской истории не повторилось, Фундин проиграл старт и быстро смирился с поражением.
Между тем, швед сам помог Плеханову завоевать вторую серебряную медаль. Представители завода "Ява" привезли Фундину на финал специально для него подготовленный мотоцикл. Однако, чемпион предпочел "лучше приспособленный" для лондонского стадиона "Джап", и тогда "Яву" отдали Плеханову. Скорее всего, результат Плеханова не изменил мнение Фундина о качествах "Явы". Расстроенный швед, который в подобных заездах привык только побеждать, решил, что исчерпал свой потенциал в спидвее, и в 1966 году занялся автогонками. Лишившись столь почетного соперника, "загрустил" и Плеханов. Финал на "Уллеви"-66 принес ему только восемь очков и восьмое место …
…В сознании большинства болельщиков 1964 и 1965 годы остались годами наивысшего расцвета плехановского таланта. И никто не заметил, что ближе всего к титулу чемпиона мира Игорь Плеханов был в своем последнем финале – на "Уэмбли" в 1967 году, когда Фундин со свежими силами и мотивациями вернулся на трек. На этой великолепной гонке Плеханов превзошел все свои прежние достижения, им были повержены и Бриггс, и Фундин, перед последней серией он имел 11 очков из 12 возможных – допустил ошибку только в первом заезде, где, лидируя, пропустил вперед Мейджера. Столько же очков было у Фундина, Мейджера и шведа Бенгта Янссона.
В своем последнем заезде Фундин опередил Мейджера и, первым набрав 14 очков, уныло ждал третьей встречи "тет-а-тет" с Плехановым, у которого были все шансы набрать ту же сумму . Но опасения шведа оказались напрасными. Выиграв старт 20-го заезда, Плеханов уже вез победу. А с ней – минимум – свою третью серебряную медаль. Но и у рефери реакция оказалась отменной: он остановил заезд под тем предлогом, что у советского гонщика был "нечестный старт" (!?), хотя и не нарушение правил. Повторный старт Плеханов взял осторожно, дабы не было претензий у "честного" судьи, и тут же бросился в погоню за соперниками. Обошел немца Динсе, шведа Янссона, стал атаковать англичанина Букока, но увлекся (а может не выдержали нервы - ведь каждый год один на один с "остальным" миром!) и…
А Фундину все-же в дополнительном заезде выступить пришлось, но это уже был заезд не с Плехановым: у земляка Янссона он выиграл легко и в пятый раз стал чемпионом мира (этот рекорд продержался 12 лет, до тех пор, пока его не побил Мейджер).

***

"СЕРЕБРЯНЫЙ" АБЕНСБЕРГ "БАШКИРИИ"

23 августа 1999 года исполнлось 35 лет событию, благодаря которому Башкирия могла бы попасть в Книгу рекордов Гиннеса: сборная СССР по спидвею впервые стала серебряным призером командного чемпионата мира. Причем же тут Башкирия? - А вот причем: все пять гонщиков советской команды были уфимцами: представитель автомотоклуба Башавтоуправления Игорь Плеханов и члены знаменитого спортмотоклуба стройтреста №3 Борис Самородов, Габдрахман Кадыров, Юрий Чекранов, и Геннадий Куриленко. Ни до, ни после этого, сборная какой-либо страны по спидвею, завоевывавшая медали мирового чемпионата, не была составлена из гонщиков одного города. Кстати, уфимская "Башкирия" в том же году стала чемпионом СССР среди клубных команд.
Финал командного чемпионата мира 1964 года проводился в западногерманском городке Абенсберге. Сборная СССР участвовала в нем впервые, хотя попытки войти в число финалистов предпринимала с 1961 года. Мешали неопытность ее гонщиков и регламент чемпионата. Всякий раз в тот из двух "отборов", в котором за единственную путевку в финал боролась советская команда, включали поляков. А ведь в то время "войско польское" было сильнее всех на континенте и "нокаутировало" почти всех наших гаревиков в начальной стадии личных чемпионатов мира, а "кадра жужлова" в 1962 году стала чемпионом мира в командных гонках! В 1964 году ФИМ применила новую систему - с континентальным финалом, откуда в мировой выходило две команды. "Раскрепостившись", уфимцы во Львове опередили не только чехов, но и поляков, которые составили им компанию в финале.
Сейчас можно только удивляться боевому духу и восхищаться энтузиазмом и, вроде бы, невесть откуда взявшимся мастерством наших спидвеистов. Уже с первой серии заездов башкирские гонщики оставили далеко позади поляков и на два очка – англичан; впереди были только трехкратные чемпионы мира шведы. Команда Фундина оказалась нам не по зубам, а вот в упорной борьбе со сборной Великобритании (полякам осталась роль секундантов) "Башкирия" взяла верх. Несмотря на то, что в ходе гонки британцы несколько раз настигали уфимцев, они не дрогнули и оторвались от родоначальников европейского спидвея на четыре очка.
Сборная СССР впоследствии еще семь раз становилась вице-чемпионом мира, но славнее той гонки в Абенсберге в ее истории не было. Лучшие результаты в команде показали Игорь Плеханов и Геннадий Куриленко, набравшие по 8 очков из 12 возможных; Юрий Чекранов добавил 6, Борис Самородов – 3, запасному Габдрахману Кадырову выезжать на трек не понадобилось.

В ЗЕРКАЛЕ "ЗОЛОТОГО ШЛЕМА"

Как ни "стар" чемпионат мира по спидвею, а есть в мире трековых гонок соревнование, пользующееся величайшим авторитетом и превосходящее его по возрасту: "Золотой шлем Чехословакии", который с 1929 года регулярно разыгрывается в чешском городе Пардубице. Выиграть его считает за честь любой чемпион мира, но не каждому это удается. Например, уже упомянутый Айван Мейджер приезжал в Пардубице 13 (!) раз, но возвращался ни с чем. Не удалось украсить свою голову этим шедевром ювелирного искусства и его соотечественнику Барри Бриггсу, а помешал ему однажды можете догадаться кто.
Игорь Плеханов два раза выступал в Пардубице и оба раза увозил "Золотой шлем" домой: в 1964 году – с номером 16, в 1966 – 18. Еще раз – в 1969 году, - под его тренерским руководством шлемом с номером 21 завладел уфимец Геннадий Куриленко. А в 1965-м, когда Плеханова в Пардубице не было, победителем вышел Фарит Шайнуров.
По своей системе эти гонки резко отличаются от всех остальных. В каждом заезде выступает по шесть гонщиков, гонки идут по системе с выбыванием, а в финальном заезде дистанция увеличивается до шести кругов вместо четырех. На старте финального заезда "Золотого шлема"-64 вместе с Фундиным и победителем 1963-го года чехом Антонином Каспером стояла почти вся уфимская "серебряная" команда (только Чекранов оказался в "утешительном финале"). Как и положено двум великим мастерам, Плеханов и швед возглавили гонку. Однако, увлекательной борьбы на тяжелой, мокрой дорожке не получилось: на мотоцикле шведа лопнуло клапанное коромысло. Плеханов с большим отрывом финишировал перед Каспером, за ним приехали Самородов, Куриленко и Кадыров.
Через два года в финальном заезде стартовало три уфимца – Плеханов, Самородов и Шайнуров. Фундин в шестерку сильнейших пробиться не смог и занял только седьмое место, но зато вместо него у наших гонщиков был еще более грозный соперник – только что ставший первым чемпионом мира по спидвею на "Яве" фирменный гонщик чешского завода Барри Бриггс. Шесть кругов невероятной гонки подняли со своих мест пятнадцать тысяч болельщиков. Говорят, что в истории "Златой пшильбы" больше не было такого финального заезда. Плеханов и Бриггс сразу же оторвались от соперников. Игорь нашел на дорожке идеальную "тропу", проходившую посередине поворотов, и мчался по ней с огромной скоростью. Бриггс летел еще быстрее: то он показывался слева от Плеханова, то справа. Но ни одна из атак четырехкратного чемпиона мира не вывела из равновесия неудачника гетеборгского мирового финала: Игорь Плеханов финишировал первым. Третье место снова досталось Самородову, а Шайнурова подвел мотоцикл…

СЫН И ОТЕЦ СПИДВЕЯ

За год с лишним до триумфального выступления Плеханова на стадионе своего детства - уфимском "Динамо", и за полторы тысячи километров от него, 10 июня 1958 года на Центральном стадионе имени Ленина в Москве прошли первые в СССР соревнования по спидвею. А потом еще пять – два в июне и три в августе. Главным героем всех шести и победителем большей их части оказался уфимец Борис Самородов, в одной из гонок второе место занял уфимец Николай Чернов, "гонялся" в Москве и уфимец Фарит Шайнуров. Только Плеханова там не было. Отец советского спидвея Владимир Иванович Карнеев не включил его в список пионеров нового вида мотоспорта, хотя тот был уже опытным ипподромщиком и очень хотел опробовать гаревую дорожку.
1959 год все круто изменил. С этой поры, вот уже 40 лет Карнеев считает Игоря Плеханова лучшим гаревиком всех времен и народов, уважает его как человека и любит как сына. В своей бесценной книге "Жизнь в кольце скорости", вышедшей в свет в этом году, патриарх, назвав его легендарным спортсменом, пояснил: "…Игорь был чужд зазнайству. Он всегда просто разговаривал с товарищами по спорту, ничего ни от кого не скрывал…Его страсть подкармливать голубей, бездомных собак, кошек свидетельствовала об его доброте… Я всегда удивлялся тому, что за Игорем на улице увязывались собаки. Ларчик открывался просто – в его карманах для них находился кусочек сыра, печенья или еще чего-нибудь съестного…"
О той невероятной манере езды, благодаря которой Плеханов обрел фантастическую популярность среди всех, кто знает толк в спидвее, и благодаря которой и сейчас его можно узнать на любой, самой плохой фотографии, Владимир Иванович выразился так: "…Никто так рано на входе в поворот не пускал мотоцикл в занос, как это делал Игорь. До начала поворота оставалось еще десять – пятнадцать метров, а мотоцикл Игоря полубоком влетал в него, выстреливая "шприц" грунта из под заднего колеса. Зато на выходе из поворота его мотоцикл раньше, чем у соперников, принимал нужное направление, что способствовало лучшему ускорению. Это помогало ему побеждать…"
Владимир Иванович Карнеев на 20 лет старше Плеханова, но в чем-то "отец" и "сын" очень похожи друг на друга. Карнеев тоже – великий мотогонщик, шестикратный чемпион СССР по мотокроссу и кольцевым гонкам, победитель крупных соревнований в гонках по льду, гари и ипподрому, заслуженный мастер спорта СССР и заслуженный тренер СССР. Но он никогда не кичится своими титулами и всегда готов оказать помощь любому человеку. Такими же душевными качествами обладает Игорь Плеханов.
…Как-то раз в чешском городе Сланы проходила отборочная гонка личного чемпионата мира. Плеханов и Карнеев прибыли туда вдвоем прямо с завода "Эсо" (впоследствии вошедшего в народное предприятие "Ява") с двумя новенькими, собранными собственноручно моторами. Плеханов выступил прекрасно, набрал наибольшее количество очков и поднялся на пьедестал почета. Только после этого Карнееву, всю гонку крутившемуся как белка в колесе, - он исполнял обязанности и тренера, и представителя, и механика, - удалось перевести дыхание.
И вот, когда завершилось награждение и призеров пригласили сделать круг почета на своих мотоциклах, Плеханов сделал то, чего не сделал никто из его соперников: он надел свой золотой венок на шею Карнееву и передал ему руль, а сам сел на мотоцикл сзади. Трибуны взорвались от оваций, заглушивших гул моторов, на глазах мужественного отца спидвея выступили слезы: "Игорь, я же не вижу, куда ехать!" – растроганно заметил он. И услышал невозмутимый ответ: "Внимание, Владимир Иванович, поворот! Вы не забыли, что налево?" Этот венок Карнееву и по сей день дороже многих других наград…

СОАВТОР ПОБЕД

Отцом башкирского мотоспорта справедливо называют Аншеля Львовича Балабана (спортивный псевдоним Леонид Балабан). Но соавтором выдающихся побед Игоря Плеханова был не знаменитый управляющий уфимского стройтреста №3. Все условия для Плеханова создал Георгий Александрович Божуховский, главный организатор и строитель башкирского автотранспорта, в свое время не менее известный в республике человек, чем Балабан. Именно благодаря ему у Плеханова не было проблем ни с квартирой, ни с приобретением престижной "Волги", ни с работой, ни с обеспечением трековыми мотоциклами и запчастями. Оставалось вдоволь тренироваться и побольше выигрывать.
Георгий Божуховский родился в казачьей семье (дед его был есаулом) в Чернореченске Оренбуржской губернии за год до революции. В том самом 52-м, когда Плеханов отправился служить в Среднюю Азию, казак прибыл в Уфу, чтобы возглавить трест "Башсельхозтранс", а через шесть лет встал во главе Башавтоуправления, объединившего все транспортные организации республики. Через год, во время гонок СССР-Польша на "Динамо" Плеханов и Божуховский познакомились. Теплые, дружеские отношения сохраняются между ними вот уже сорок лет (символичное совпадение, ведь с Карнеевым – так же).
Божуховский еще в 30-е годы проявил себя талантливым и инициативным организатором-хозяйственником. В годы войны его слава на этом поприще возросла, его звали работать и в Казахстан, и в Подмосковье, и в Татарию. Но он выбрал нашу республику и создал в ней тот мощный автотранспортный потенциал, которым она пользуется до сих пор. Божуховский в своей работе важнейшее значение придавал человеческому фактору. Он гордится, что за время работы на руководящих должностях не уволил ни одного человека. Напротив, чтобы создать надлежащие условия для труда людей, стучался в двери к самому высокому начальству. А в тяжелые военные годы добился аудиенции у самого Л.Кагановича – и получил поддержку.
Зная все это, легче понять, почему далекий от спорта Георгий Божуховский мгновенно откликнулся на пожелания всего нескольких своих водителей и еще осенью 1959 года создал при Башавтоуправлении спортивный автомотоклуб, проходивший по ведомству ДСО "Спартак", а затем отстоял его право на существование и в Башкирском обкоме КПСС, и в Минавтотрансе РСФСР. Мотоклуб позволял реализовывать право автотранспортников на занятия мотоспортом до тех пор, пока Божуховский находился на своем посту, то есть до 1976 года, и был немедленно закрыт новым начальником.
За это время в нем выросли такие известные мастера трековых гонок как Евгений Константинов, Лев Краев, Раиль Сафаров, Геннадий Брагин, Шамиль Нигматуллин, мотокроссмены Борис Коврацкий, Виктор Чернов и многие другие. Команда Башавтоуправления одержала наибольшее количество побед в традиционном мотокроссе на приз Президиума Верховного Совета БАССР. Но самой яркой звездой мотоклуба был и остался Игорь Плеханов.

СЕМЬЯ БЕЗ КАВЫЧЕК

Несомненная заслуга в победах Игоря Плеханова принадлежала его жене Ларисе Анатольевне. Она была настоящей хранительницей семейного очага, радушной и гостеприимной хозяйкой, с которой квартира Плехановых превращалась в родной дом для всех его друзей по спорту. Чтобы завоевать сердце Ларисы, молодой Игорь, еще не чемпион, творил удивительные вещи: на большой скорости носился вниз по Трактовой улице, въезжал на кроссовом мотоцикле на второй этаж ДК железнодорожников…
А когда ее жизнь трагически оборвалась, сознавая в этом свою вину, долго не мог прийти в себя. В это время из квартиры-музея "ушли" почти все кубки, вазы, завоеванные на треках мира, а кто-то из "друзей", разумеется, пожелавший остаться неизвестным, унес и ленту с медалями и правительственными наградами. Может быть это как раз он носит теперь не заслуженный в боях на треке значок мастера спорта международного класса ("заслуженного" не наденешь – они в Башкирии все на счету).
У Игоря Плеханова замечательные дети и внуки, которые любят его вовсе не за победы и известность. Дочь Вероника вспоминает те счастливые мгновения, когда возвращавшегося из-за рубежа отца встречали в аэропорту: ждать, когда откроют чемоданы, было не нужно, подарков дочке и сыну у Плеханова были полные карманы. Впрочем, не только родным доставалось от Игоря Александровича. Доброта и щедрость присущи ему в той же степени, как основательность, дотошность, профессионализм и неистощимый юмор.
Серьезен Плеханов в том, что касается спидвея. Сыну Игорю заниматься этим видом спорта он не разрешил: хватит в семье одного камикадзе (!?). Игорю Плеханову-младшему оставалось участвовать в мотокроссах, где он стал членом сборной республики, а потом обрел свое место и в основном составе команды ЦСКА.
А совсем недавно в Москву переехал и 16-летний Кирилл – любимый внук Игоря Александровича, сын Вероники. Он принят на работу в акробатическую труппу Московского государственного цирка.

***

ПОСЛЕДНИЙ РЕКОРД

В последний, пятый раз Игорь Плеханов стал чемпионом СССР в возрасте 35 лет. Интересно, что этот его рекорд – пять чемпионских титулов – был повторен двумя гонщиками именно в 35-летнем возрасте: в 1987 году – балаковцем Валерием Гордеевым, а в 1990 – уфимцем Михаилом Старостиным. Число 35, видимо, для Плеханова магическое: именно столько лет разделяют его первый и последний (в 55-летнем возрасте в заездах ветеранов) старт. Но речь не об этом. В 1968 году, после дополнительного заезда за золотую медаль, с блеском выигранного Плехановым у Куриленко, никто не мог предположить, чо в следующем сезоне он распрощается со спортом.
Это сейчас Михаил Старостин в 44 года на дорожке выглядит моложе всех молодых. А тогда, в 60-е, возраст 36 лет считался "предпенсионным". К тому же, Игорь Плеханов с успехом закончил Ленинградский институт физкультуры имени П.Лесгафта, а со всех сторон, в том числе с газетных полос, раздавались вопросы типа "Мотогонщик, кто твой ученик?", обращенные именно к нашим звездам спидвея. И Плеханов решил, что пора переходить к полноценной тренерской работе, пора создавать школу юных мастеров спидвея, растить новых самородовых, шайнуровых, плехановых …
Но в Уфе поработать не пришлось, его пригласили в Москву возглавить сборную СССР по спидвею. Нет, на должность главного тренера (или старшего, как было тогда принято) нашлись другие. Но хорошенько поработать с талантливой молодежью и передавать ей секреты спидвея "профессору" из Уфы никто не мешал. И он воспользовался предоставившейся возможностью на все сто.
Если бы тренерам присваивали звание чемпиона или рекордсмена мира, то в 1972 году его вполне мог бы удостоиться Игорь Плеханов. За все годы проведения личного чемпионата мира по спидвею, ни одной стране не удавалось, начиная с отборочных этапов, довести до финала аж шесть своих гонщиков. Плеханову это удалось. И, что самое главное – произошло это как раз на "Уэмбли". Триумф в Мекке спидвея наконец-то пришел к "профессору". Покорение "Уэмбли" наконец-то состоялось, причем еще более убедительным способом, нежели простой плехановской победой на дорожке!
У семидесяти (или восьмидесяти) тысяч "фанов" перед глазами поплыли красные круги: каждый третий финалист, вышедший на представление, имел на груди алый жилет с серпом и молотом – такого на "Уэмбли" еще не было. Все шестеро подопечных Плеханова дебютировали более чем достойно: четверо оставили позади Б. Бриггса, двое вошли в первую десятку, а дальневосточник Александр Павлов даже занял шестое место.
Что же последовало за рекордом? Новые победы? Увы, последствия рекорда для Плеханова были просто трагическими: он был отстранен от работы в сборной!

ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ ТРУДОМ И КАПИТАЛОМ

Не секрет, в свое время спортсмены, артисты, деятели науки и дипломатии считали вершиной своих достижений загранкомандировку. Она давала возможность заметно улучшить свое благосостояние без заметных нарушений законности. За свои результаты советские спортсмены получали меньше зарубежных (большую часть своих "гонораров" были обязаны отдавать государству). И это было справедливо, ведь существовала обратная связь, которую особенно хорошо могли почувствовать мотогонщики. Мотоклубы, культивирующие спидвей, не испытывали недостатка в технике и запчастях, Центральный автомотоклуб был ими просто завален (это про те мотоциклы, что стоят сейчас как трое "Жигулей"). Но тогда это воспринималось как нечто само собой разумеющееся.
Чтобы вознаградить себя за тяготы и лишения спортивной жизни, чемпионы везли за границу "железки" (в которых, как уже говорилось, недостатка у них не было) и продавали "капиталистам", о которых их "цивилизованные страны" так, как наш "тоталитарный режим", не заботились. Видимо, что-то "лишнее" прихватила с собой и советская команда, прибывшая в сентябре 1972-го на "Уэмбли". Но тут, на ее беду, взломали бокс с мотоциклами, а когда доблестная английская полиция задержала грабителей, то оказалось, что похищенного у них больше, чем указано в таможенной декларации. Руководство ЦК ДОСААФ справедливо решило проучить виновных. Но "козлом отпущения" почему-то был избран Плеханов…
По инерции еще несколько лет спидвеисты нового поколения показывали неплохие результаты, но, в конце концов, позиции 60-х годов были полностью утрачены. А Игорь Плеханов вернулся в Уфу и несколько лет возглавлял республиканский Совет Всероссийского общества автомотолюбителей, принимая активное участие в организации, вместе с "вечеркой", гонок ветеранов спидвея…

СЕКРЕТ ЕГО УСПЕХОВ

Свое гоночное кредо Игорь Плеханов формулирует примерно так: проходить поворот по внутреннему радиусу, но с такой скоростью, как на внешнем. Ясно, что даже теоретически добиться этого невозможно. А вот насколько и как можно приблизиться к идеалу, он знал: только за счет такого слияния с дорожкой, когда мотоцикл и колеса становятся как бы живым продолжением самого гонщика.
Приближал Плеханова к идеалу его собственный, неповторимый стиль езды. Обрести его помогла случайность, творческий поиск чехословацких конструкторов. Какое-то время завод "Эсо" выпускал трековые мотоциклы с "раскладным" рулем, регулирующимся по высоте. Это-то руль и помог Плеханову творить чудеса на дорожке. Его применяли также Борис Самородов, Геннадий Куриленко, но проигнорировали абсолютно все мировые чемпионы. Когда Плеханов простился со спортом, завод снял этот руль с производства…
Спидвеисты всего мира прождали четверть века, пока появились "лежачие" моторы, и не догадались, что Игорь Плеханов добивался того же эффекта – снижения общего центра тяжести всего лишь за счет раскладного руля. Причем его специфичная посадка, в отличие от появившихся позднее внешне эффектных американских посадок, позволяла разгружать заднее колесо, давала мотору "дышать" и всегда быть "на подхвате", а острота ощущения связи между колесом и дорожкой увеличивалась.
Плеханов удивляется нынешним гонщикам, которые нередко падают и травмируются после того, как колесо мотоцикла на повороте попадает в выбоину. Ведь он, наоборот, искал эти выбоины, чтобы "зацепиться" за них и "выстрелить", придав мотоциклу дополнительное ускорение. Кстати, за всю свою гоночную карьеру один из самых быстрых в мире гонщиков Плеханов не получил ни одной травмы!
Хрестоматийными стали рассказы о том, как Плеханов, потыкав каблуком в грунт, безошибочно определял, с каким количеством зубьев ставить звездочку на заднее колесо. А ведь разница в два зуба дает такой эффект, как пять дополнительных "лошадок"! Но не только в этом состояло его "взаимопонимание" с гаревой дорожкой.
Плеханов любил тренироваться в дождь, когда силы сцепления с грунтом приближались к нулю. За ворот лилась вода, очки залепляла грязевая каша, но только в таких условиях можно было ощутить ту последнюю грань, что отделяет езду от полета.
А систематические зимние тренировки на неуклюжем кроссовом "Иж-350"! Плеханов ездил почти каждый день, в любой мороз, и не по ровной дороге, а по обледенелым кочкам, замаскированным снежными наносами. Не пренебрегал участием в зимних мотокроссах даже тогда, когда уже был двукратным вице-чемпионом мира по спидвею. Никто из продолжателей его дела, ставших знаменитыми в последующие годы, ничем подобным себя не утруждал, и, может быть, поэтому ничего подобного не добился.
Еще один "секрет Полишинеля" был разработан совместно с Владимиром Карнеевым. На учебно-тренировочных сборах Игорь часто стартовал с 10-15-метровым гандикапом. И хотя его соперниками были лучшие гонщики страны, он, прикладывая максимум усилий, догонял их и, чаще всего, обгонял. Разумеется, нельзя сбрасывать со счетов и солидной гоночной практики, десятков ежегодных встреч с "жужловцами" Польши и "плохадражниками" Чехословакии, которые на континентальных треках мало в чем уступали скандинавам и британцам.
…Многие считают, что стать чемпионом мира Плеханов не смог потому, что не ездил в Британской лиге, куда его приглашали, но куда по понятным причинам советский спортсмен попасть никогда не мог. Простите, но разве кто-нибудь даже из ведущих гонщиков этой самой лиги остался непобежденным советским чемпионом, причем на самом высоком уровне? Для повышения мастерства Британская лига нужна ленивым. Универсальная подготовка, какую получал "профессор спидвея" дома, позволяла добиваться высочайших результатов в любых условиях, даже таких, в которых бы оказались беспомощны гонщики всех лиг мира!
Борис Логинов в своих воспоминаниях о Плеханове в качестве примера его удивительных физических возможностей приводит случай с "вечеринкой", продолжавшейся чуть ли не до обеда следующего дня и не помешавшей "профессору" одержать очередную победу над не участвовавшими в ней, "свежими" соперниками.
Игорь Плеханов с гораздо большим удовольствием вспоминает другой случай. Однажды, увидев в программе гонок, что в самом важном для себя заезде, ближе к концу соревнований, должен стартовать с четвертой, самой неудобной дорожки, он прибыл ночью на стадион…в сопровождении "поливалки". Водитель за бутылку водки вылил на указанное ему место заказанное количество воды, а днем, в нужный момент, дорожка в этом месте обеспечила идеальный "зацеп". Плеханов прекрасно стартовал и финишировал первым!

СЛАВА И ЗАБВЕНИЕ

Все в мире когда-то кончается. В 1969 году закончились две великие, хотя, конечно, не сравнимые по масштабам эпохи – эпоха "Битлз" и эпоха Плеханова. "Битлз", "звездные часы" которого удивительным образом совпадают со "звездными часами" Плеханова, не забыт до сих пор. Поклонникам "Битлз" можно позавидовать: для них переиздаются диски, выпускаются на видеокассетах фильмы тех лет. У Плеханова – другая судьба. С уходом Плеханова сошла на нет международная слава отечественного спидвея, а прошедшие три десятилетия едва не предали забвению и само его имя. Первого чемпиона России и живую легенду советского спидвея сейчас не удосуживаются даже приглашать в качестве почетного гостя ни на один финал чемпионата страны. Уважение к заслугам великого гонщика перед республикой оказывает лишь … Федерация бокса РБ (недаром, видимо, западная пресса находила в Плеханове сходство с боксером).
Возможно, отчасти (или во многом) во всем этом виноват сам Игорь Плеханов. Но "не судите…", как говорится в Писании. Мало кто сделал для своей родины столько, сколько сделал Игорь Александрович. Едва ли все наши нынешние футбольные и волейбольные, хоккейные и спидвейные команды, штангисты и биатлонисты (при всем к ним уважении) принесли народу Башкирии, да и не только ему, столько счастливых минут и часов, всего прочего, чем можно измерить счастье, сколько принес он. В этом смысле сравнивать уфимского мотогонщика с битлами вполне правомерно...
…Игорю Плеханову идет 67-й год. Он по-прежнему обитает в Уфе, правда, уже не имеет ни собственной машины, ни отдельной квартиры. У него – скромная пенсия, далеко не новые туфли и пальтецо (может те, что когда-то покупал в Англии?). На глазах – очки со стеклами огромной толщины, подстрахованные от спадывания веревкой, – глаза пострадали от плеснувшего когда-то на гонках в лицо ядовитого метанола.
Плеханова предали и оставили многие "друзья", но он вовсе не одинок. Это далеко не несчастный человек, какими обычно представляются в наших глазах забытые чемпионы, и, похоже, его голову не покидают те же мысли, что были в ней полвека назад. Он уверен в себе, знает себе цену и знает свое место в жизни.
Ему есть что вспомнить и чем гордиться: не каждому человеку удается дойти в своем деле до профессорских высот. А он стал не просто профессором, а Профессором, покорившим Эверест спидвея – "Уэмбли".

Звездочками разграничены куски той публикации в МГ 2000 года.
Фотографии будут выставлены позже.

55 лет советскому спидвею

10 июня 2013 - 16:51

Сегодня 10 июня - день рождения советского спидвея.

Ему уже 55. Уже 22 года нет Советского Союза, а советский спидвей есть. Именно то дерево, что было посажено на центральном стадионе страны Владимиром Ивановичем Карнеевым и его единомышленниками в 1958 году, быстро превратилось в сад, охвативший не менее полусотни городов от Львова до Владивостока, от Ленинграда до Ферганы. Но сейчас и обчных-то садов не осталось. Фрукты ввозим из-за рубежа. А от того сада осталось всего лишь несколько деревьев.

Что до садовников... Таких садовников, как В.И.Карнеев и его ученики - советские энтузиасты-единомышленники, сейчас почти нет. Нет и тех условий для взращивания. Вместо плодородных почв - каменные пустыни...

В России осталось всего пять команд, из которых ни одна не может с уверенностью смотреть в завтра. Как и в Латвии, которая уже стала частью польского спидвея.

Вообще-то все наши нынешние достижения были бы немыслимы без полького спидвея. Да и достижения гонщиков других стран - тоже. Почему? Потому что - поляки в этом отношении могут быть примером для других народов - в Польше жужель как стал когда-то национальным видом спорта, так и остался. Чего говорить, если лет 10-15 назад сам президент страны неизменно вручал призы победителям крупных соревнований. У нас даже президент Мотофедерации, наверное, никогда не видел спидвей.

Вместо того, чтобы брать пример с Польши, мы смотрим в рот Западу, Евроспорту и т.п. Если наши ледовые гонщики всех громят на чемпионатах мира и Европы - значит только потому, что спорт этот никому не нужен. Но и спидвей, если по широким западным меркам судить, никому не нужен. По тому же Евроспорту в начале 90-х не только все чемпионаты мира показывали и Гран-при, не только даже отборки ледовых чемпионатов мира, но и гонки Бундеслиги. Потом все исчезло. Было заменено на теннис и даже дартс.

Но вернемся к сегодняшнему юбиляру, который все же существует в трех странах постсоветского пространства - России, Украине и Латвии, на треках, построенных в советское время и на заложенных в советское же время традициях.

Вспомним ту гонку, которая была первой. Вспомним ее предысторию.

Родиной советского спидвея мог стать Ленинград. Именно тот мототрек, который начал строить в середине 50-х годов В.И.Карнеев, должен был стать первой ареной первых соревнований. Но и тогда не все шло гладко, ввод в эксплуатацию затянулся почти на десять лет (мелочь, по современным меркам), во многом потому, что Карнеева вернули из "ссылки", в которую он попал по милости Василия Сталина, в Москву.

Какая все-таки интересная штука судьба. Ведь, по воспоминаниям Владимира Ивановича, именно Василий Иосифович смело смотрел в будущее и практически созрел для того, чтобы перевести советский мотоспорт на международные рельсы. И если бы не недоразумение на мотокроссе имени В.Чкалова, если бы ни другие, более крупные "недоразумения" нашей истории, то советский мотоспорт, как и при И.В.Сталине и до конца хрущевской эры, занимал бы в советской спортивной иерархии оджно из ведущих мест наряду с футболом и хоккеем.

Еще в 70-е годы тренер московской хоккейной команды "Динамо" регулярно водил своих подопечных на одноименный стадион, когда там проводилсь матчи Москва - Ленинград по мотогонкам на льду - для воспитания мужества. А однажды, когда выигравшие очередной чемпионат мира Г.Кадыров и К возвращались домой на одном самолете со сборной СССР по хоккею, в московском аэропорту хоккеисты остались в самолете до тех пор, пока у трапа не завершилась торжественная встреча мотогонщиков.

Это все - последствия посадки 55 лет назад того деревца, имя которому - советский спидвей.

В дважды юбилейный год - этого сегодняшнего 55-летия и 100-летия со дня рождения В.И.Карнеева мы имеем самые большие шансы наконец дождаться первого, уже российского чемпиона мира по спидвею. И кого будем за это благодарить - Польшу? В общем-то да. Но все же и наша доля тут есть. Эмиль Сайфутдинов - не из какого-нибудь города, а из Салавата. И потому он занялся не дартсом или теннисом, а спидвеем, что его папу еще в пеленках носили на стадион "Строитель", где гремели имена Игоря Плеханова, Бориса Самородова, Фарита Шайнурова. Правда и поляков тоже - на наших треках в 60е они выступали гораздо чаще, чем сейчас. И считались главными экспертами-экзаменаторами советских жужловцев.
Все закручено и переплетено. Ветки, ветки, ветки...

Однако хватит эмоций и лирики. Давайте перейдем к полезной и ценной исторической информации.
Первое соревнование по спидвею в СССР
10 июня 1958 года.
От заезда к заезду.
1. Самородов - 4, Крузе - 3, Диоминский - 2, Симонов - 0.
2. Плешаков - 4, Янсон -3, Лемберг - 2, Сабилло - 1.
3. Терентьев - 4, Чернов - 3, Дежинов - 2, Зубович - 0.
4. Кузнецов - 4, Старых - 3, Ваадерпас - 2, Бугров - 0.
5. Самородов - 4, Плешаков - 3, Терентьев - 0, Бугров - 0.
6. Дежинов - 4, Диоминский - 3, Янсон - 0, Старых - 0.
7. Симонов - 4, Ваадерпас - 3, Зубович - 2, Сабилло - 1.
8. Кузнецов - 4, Крузе - 3, Чернов - 2, Лемберг - 0.
9. Чернов - 4, Старых - 3, Симонов - 2, Плешаков - 0.
10. Терентьев - 4, Лемберг - 3, Ваадерпас - 2, Диоминский - 1.
11. Кузнецов - 4, Самородов - 3, Дежинов - 2, Сабилло - 1.
12. Янсон - 4, Крузе - 3, Зубович - 2, Бугров - 0.
13. Самородов - 4, Зубович - 3, Лемберг - 0, Старых - 0.
14. Плешаков - 4, Крузе - 3, Дежинов - 2, Ваадерпас - 1.
15. Кузнецов - 4, Терентьев - 0, Янсон - 0, Симонов - 0.
16. Сабилло - 4, Диоминский - 3, Чернов - 0, Бугров - 0.
17. Самородов - 4, Янсон - 3, Ваадерпас - 0, Чернов - 0.
18. Терентьев - 4, Крузе - 3, Старых - 2, Сабилло - 1.
19. Лемберг - 4, Дежинов - 3, Симонов - 2, Бугров - 0.
20. Кузнецов - 4, Плешаков - 3, Зубович - 2, Диоминский - 1.
Финал. Самородов - 4, Кузнецов - 3, Крузе - 2, Плешаков - 0.
Итог первого дня из трех.
1. Самородов Борис (Уфа) - 19+4.
2. Кузнецов Виктор (Москва) - 20+3.
3. Крузе Эдмунд (Рига) - 15+2.
4. Плешаков Георгий (Москва) - 14+0.
5. Дежинов Андрей (Ленинград) - 13.
6. Терентьев Владимир (Москва) - 12.
7. Янсон Эгилс (Рига) - 10.
8. Диоминский Л. (Минск) - 10.
9. Ваадерпас Велло (Таллин) - 10.
10. Чернов Николай (Уфа) - 9.
11. Лемберг Геннадий (Ленинград) - 9.
12. Зубович Е. (Минск) - 9.
13. Симонов Виктор (Московская область) - 8.
14. Сабилло С. (Минск) - 8.
15. Старых Сергей (Московская область) - 8.
16. Бугров Юрий (Ленинград) - 0.
Примечания.
Нули гонщики получали в случае сходов, падений и других причин, по которым они не финишировали.
Уникальные данные мы имеем возможность видеть благодаря известному журналисту и популяризатору автомобилизма и автоспорта Л.М.Шугурову, который заполнил и сохранил, а затем и показал автору этих строк программки с этих гонок.
Еще некоторые важные детали.
По воспоминаниям В.П.Кузнецова, те мотоцклы "Эсо", на которых ездили гонщики в Лужниках в 1958 году, имели двухступенчатую коробку передач.
По данным журнала "За рулем", далеко не все участники выступал на специальных мотоциклах "Эсо", некоторые - на ипподромных, на которых выступали в Кубке ДОСААФ СССР.
Было много сходов и падений, чему свидетельством обилие нулей.