Перейти к содержимому


Фотография

Виктору Павловичу Кузнецову - 80!


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В теме одно сообщение

#1 NikE

NikE

    Редактор

  • Администратор
  • 3 276 сообщений

Отправлено 03 июня 2013 - 17:15

Сегодня исполняется 80 лет Виктору Павловичу Кузнецову – победителю первых соревнований по спидвею в СССР, выдающемуся советскому мотогонщику, чемпиону СССР и вице-чемпиону мира по гонкам на льду.
Прикрепленный файл  Kuznetsov V 2013.jpg   52,25К   5 Количество загрузок:Прикрепленный файл  Kuznetsov 1958.jpg   47,07К   7 Количество загрузок: В.П.Кузнецов несколько дней назад в своей квартире и в 1958 году в Лужниках
Три дня, которые потрясли мир спидвея – 10, 11, 12 июня 1958 года. Большая спортивная арена Центрального стадиона имени В.И.Ленина в Лужниках. Об этих трех днях мы регулярно вспоминаем, и будет еще повод вспомнить вскоре, ведь советскому спидвею через неделю исполняется 55 лет. А пока – о главном герое этих гонок.

25-летний москвич Виктор Кузнецов выиграл все заезды в первый день и набрал 20 очков (по системе 4-3-2-1), но в финальном заезде уступил уфимцу Борису Самородову. Во второй день Кузнецов снова набрал 20 очков и поднялся на высшую ступень пьедестала. Сергей Старых из Подмосковья – на вторую. На третьей никого не было – ленинградец Андрей Дежинов и Самородов заезд не закончили.
Прикрепленный файл  Starykh Kuznetsov 1958.jpg   47,03К   8 Количество загрузок: 11 июня 1958 года. Первая победа Кузнецова на соревнованиях в Лужниках. На второй ступени - будущий легендарный тренер сборной СССР Сергей Старых
40 из 40 очков, на 7 больше, чем у Самородова – верный путь к победе в этом первом чемпионате. Но на третьем этапе после трех серий у Кузнецова – только 10 очков, в четвертой – падение, сильные ушибы, и загнутый мотоцикл. Самородов стремительно догоняет, и вот после 17-го заезда третьего дня у него и Кузнецова – по 50 очков. У москвича старт в запасе, но нет ни мотоцикла, ни настроения, сильно болит нога, а под глазом – фонарь. Надеяться вроде не на что. Но тут подбегает В.И.Карнеев со своей тетрадкой: надо лишь закончить последний заезд, не сойти – очко принесет победу! Выкатил мотоцикл кто-то из москвичей, завели, подтолкнули. Кузнецов выехал на старт. Судья с удивлением взглянул на его лицо: плексигласовое забрало не смогло скрыть "украшения" (Кузнецов один из всех участников ездил без защитных очков), отпустил резинку (стартовой машины тогда еще не было), а через четыре круга удивился еще больше: Кузнецов финишировал вторым! Получив три очка, он как раз на эти три очка и опередил Самородова в общем зачете.

С этого момента и началась всесоюзная слава Виктора Кузнецова. А вообще все начиналось очень традиционно. Получив в 16 лет (то есть, в 1949 году) права на вождение мотоцикла, он прошел все классические этапы становления советского мотогонщика, начиная от сборки мотоцикла из груды металлолома, потом участвовал в соревнованиях по всем видам мотоспорта – гонкам на шоссе, кроссу, гонкам на льду и на ипподроме. Побед было немало, но первым в Союзе не был ни разу. Это пришло со спидвеем.

В 1959 году он тренировался в составе первой в истории сборной СССР в Одессе и выиграл заключительную гонку серии. В составе сборной гаревиков Союза принял участие в ее первом зарубежном турне по трекам Чехословакии. Вернувшись домой, выиграл первые соревнования по спидвею в классе 500 см3 на первом в СССР специализированном треке в Ровно – 11 июля 1959 года. А до этого был первым в Уфе на стадионе «Динамо».

Осень 59-го. Первый чемпионат страны на том же уфимском стадионе. Медали разыгрывают в финале четыре самых результативных гонщика. Трое уже определены (уфимцы Плеханов, Шайнуров и ленинградец Дежинов). У Дробязко и Кузнецова – по 17 очков. Заезд за четвертую путевку выигрывает одессит. Кузнецов – пятый в стране. На следующий год он уже четвертый: проиграл уфимцам Плеханову, Самородову, Шайнурову, зато опередил Дробязко!
Увы, выше этого в личных финалах Союза Виктору Кузнецову подняться не удалось. Хотя побед на гаревых дорожках в официальных и товарищеских, всесоюзных и международных соревнованиях по спидвею он одержал достаточно. Шесть лет подряд, от самого ее основания Кузнецов входил в сборную СССР по спидвею, участвовал в зарубежных турне, выступал в трех личных и одном командном чемпионате мира.
Прикрепленный файл  Kadyrov Kuznetsov Konstantinov 1961.jpg   54,47К   9 Количество загрузок: Прикрепленный файл  Kuznetsov V 1961.jpg   85,8К   11 Количество загрузок: Два снимка Анатолия Бельского. 1961 год, Уфа. Кузнецов выиграл приз САМК треста №3. Слева - Г.Кадыров, справа - Е.Константинов. На втором снимке - перед полуфиналом ЛЧ СССР.
После достопамятных соревнований в Лужниках летом 58-го московские гонщики ездили в Москве только зимой – на льду. Больше на гаревой дорожке в своем родном городе Кузнецову выступать не пришлось за неимением таковой. Возможно, В.И.Карнеев смог бы быстро найти замену главной арене страны, но в это время его уже закружил вихрь и унес из столицы. Отец советского спидвея стал его Мессией, и занялся его распространением по всей стране, отложив Москву до лучших времен.

Но Кузнецову и его товарищам, тем, кто работал на автобазе скорой помощи, где заместителем директора был большой энтузиаст автомотоспорта Борис Шейгам, жаловаться было не на что. Подобно Балабану в Уфе, Шейгам создал тот же мир, только в миниатюре, для своих шоферов-мотогонщиков. Дома они практически не бывали, разве что зимой, когда значительная часть соревнований проводилась в столице.

Появилась команда с красным крестом на жилете – «Сирена». И эта команда заняла третье место в командном первенстве страны по спидвею 1963 года – за львовским СКА и уфимской «Башкирией». Главным забойщиком команды был Виктор Кузнецов.

В том же 1963 году он завоевал серебряную медаль чемпионата СССР по мотогонкам на льду, уступив только своему извечному сопернику Самородову. На той же самой БСА в Лужниках.
В гонках на льду на московских дорожках Кузнецов побеждал и в середине 50-х. Поэтому вполне мог рассчитывать на успех в первых официальных соревнованиях.

…Зима 1959 года. В преддверии первых чемпионатов РСФСР и СССР по гонкам на льду Кузнецов выигрывает в Лужниках «Матч городов» в классе 350 см3, опережая в финальном заезде, прежде всего, Самородова. Но среди участников официальных чемпионатов Кузнецова нет. Причина банальная – травма. Травмы Виктора Павловича не избегали, хотя сам он ездил, что называется, «с головой». Но зачастую прокатиться на машине «скорой помощи» не за рулем, а в качестве пассажира, ему помогали соперники. Особенно зимой.
Именно поэтому Кузнецов так долго добирался до своей первой ледовой медали, хотя всегда считался одним из сильнейших ледовых гонщиков Союза. Но и за этим первым успехом последовал почти двухгодичный перерыв. Прошло уже два чемпионата Европы, но Кузнецову не удавалось на них попасть. Был всегда рядом с лидерами, но буквально одного места не хватало. Тем временем коллега по «Сирене» Всеволод Нерытов стал бронзовым призером чемпионата Европы 1965 года.

Видимо это обстоятельство переполнило чашу терпения. На финале чемпионата СССР того же года, который проходил в Ленинграде и в котором выступали все советские медалисты чемпионатов Европы 1964 и 65-го годов, Кузнецов дал настоящий бой лидерам.
В первый день выиграл четыре заезда, в одном финишировал третьим и набрал по 13 очков с Г.Кадыровым. На одно очко отстали уфимцы Самородов и Дудорин. Во второй день у Кузнецова снова 13 очков, но на этот раз компанию ему составили набравшие такую же сумму Самородов, Дудорин и новосибирец Вячеслав Дубинин. Кадыров один заезд не закончил из-за неисправности мотоцикла, а в следующем проиграл Кузнецову. Так победитель первых соревнований по спидвею в СССР стал первым, кто нарушил гегемонию уфимцев в мотогонках на льду в классе 500 см3.
Прикрепленный файл  Kuznetsov 1966.jpg   57,43К   12 Количество загрузок:Прикрепленный файл  Kuznetsov V 1966.jpg   46,96К   12 Количество загрузок: На чемпионате Москвы
Наступил 1966 год – год проведения первого чемпионата мира по гонкам на льду. Кузнецов выигрывал различные соревнования в Москве, а в это время в Уфе засияла новая звезда – Юрий Чекранов.
На чемпионате Союза он не только разгромил всех соперников, но и подарил очко первому чемпиону страны Ф.Шайнурову, благодаря чему тот отодвинул Кузнецова за черту призеров.
Однако в число участников чемпионата мира тренеры включили москвича. Ведь финальная часть завершалась этапами в Москве.
Верный своей традиции, Кузнецов стал первым победителем первого полуфинала чемпионата, состоявшегося в Новосибирске. Чекранов с Кадыровым сделали победный дубль в ленинградском полуфинале.

Кто станет первым чемпионом мира? – Все шло к тому, что им будет Чекранов, а единственный реальный соперник у него – Кадыров.
Борьба этих титанов затмила все остальные события уфимских этапов финала. Кузнецов в первый день был лишь шестым, а во второй – пятым. С тремя зачетными очками он приехал в Москву. Кадыров имел 16, Чекранов – 12, Самородов и Шваб – по 6.

И тут все резко изменилось. В первый день гонок на центральном стадионе «Динамо» Кузнецов и Кадыров набирают по 14 очков. Победа в совместном заезде приносит Кадырову третью победу на этапе и титул чемпиона мира. А Чекранов падает в одном из заездов и занимает лишь шестое место. Последний этап выигрывает Кузнецов, а Чекранов даже не входит в первую шестерку (снова падение) и пропускает москвича на второе место. Серебряная медаль первого чемпионата мира досталась Виктору Кузнецову.
Прикрепленный файл  Kuznetsov WC 1966.jpg   74,73К   8 Количество загрузок: Звездный час: Кузнецов, Кадыров и Шваб на пьедестале почета первого ледового чемпионата мира
Буквально одну гонку провел он в следующем сезоне. Снова занял второе место за Кадыровым, и распрощался с мотоспортом. Что повлияло на это решение? Возраст – 33 года, набор травм и неясные спортивные перспективы. Как бы сейчас ни говорили, но советский спорт был любительским, и в 35 лет даже мотогонщики уже считались почтенными ветеранами и задумывались о своем будущем. Поэтому вовремя остепенившийся В.П.Кузнецов предпочел мотогоночным забавам серьезную служебную командировку в Италию…

Об его производственных достижениях наверное тоже можно написать очерк. Но здесь мы ограничимся констатацией такого удивительного факта. Виктор Павлович Кузнецов по-прежнему работает в том самом автопредприятии, пользуется огромным авторитетом и не только за прежние заслуги. Он бодр, весел, остроумен. Лишь немного изменился внешне. Но любой болельщик со стажем легко признает в нем «того самого» Виктора Кузнецова, чье имя полвека назад гремело на переполненных стадионах во время соревнований на гари и льду.

Все любители спидвея желают Вам, Виктор Павлович, отменного здоровья, оптимизма и долгой и радостной, счастливой жизни в кругу семьи!
Наверное пришла пора вернуться на трек хотя бы в качестве почетного гостя чемпионата мира в том же Красногорске.
Будем надеяться, что организаторы этих соревнований теперь о Вас не забудут.

P.S.
Администрация благодарит за вклад в осуществление данной публикации члена команды СФ Александра Михайлова, несколько раз посетившего В.П.Кузнецова и имевшего с ним интересные беседы.
Надеемся, что Александр дополнит этот краткий очерк интересными фотографиями из архива В.П.Кузнецова и снабдит их комментариями юбиляра.

#2 chazy

chazy

    Фанат

  • Участники
  • PipPipPipPip
  • 194 сообщений

Отправлено 03 июня 2013 - 22:41

Виктору Кузнецову долгих лет ! И памяти всех поколений любителей спидвея славных достижений Виктора Кузнецова!




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных