Перейти к содержимому


Фотография

Сергей Лятосинский – 70-летие и золотой юбилей


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 3

#1 NikE

NikE

    Редактор

  • Администратор
  • 3 276 сообщений

Отправлено 05 апреля 2013 - 12:53

Сегодня исполняется 70 лет Сергею Викторовичу Лятосинскому – вице-президенту Федерации мотоспорта Украины, заслуженному тренеру Украины, члену сборной СССР, чемпиону Украины, человеку, большая часть жизни которого связана с мотоспортом и со спидвеем.
Прикрепленный файл  eng1.jpg   140,03К   16 Количество загрузок:Прикрепленный файл  eng2.jpg   166,1К   32 Количество загрузок:Прикрепленный файл  ufa3.jpg   225,4К   34 Количество загрузок:
«Более полувека Вы преданно служите мотоспорту, - написал в своем поздравлении юбиляру президент Мотоциклетной федерации России Андрей Ледовской. - Вначале были одним из сильнейших мастеров спидвея Украины и Советского Союза, затем два десятилетия проработали тренером сборной СССР по спидвею и около сорока лет – тренером сборной Украины. К Вашим заслугам принадлежит возрождение спидвея во Львове и завоевание командой СКА ведущих позиций в отечественном и европейском спидвее. Не случайно, Вы трижды были награждены Почетными знаками ДОСААФ СССР, Вам были присвоены почетные звания Заслуженный тренер УССР и Судья Всесоюзной категории.
После распада Советского Союза, Вы не сложили руки и стали одним из тех людей, благодаря которым в труднейших экономических условиях сохранился и выжил украинский мотоспорт. Вы уже много лет являетесь вице-президентом Федерации мотоспорта Украины и членом трековой комиссии Европейского мотоциклетного союза. Ваши заслуги высоко оценены как украинской мотоспортивной общественностью, так и руководством ФИМ и УЕМ, наградившим Вас за значительный вклад в развитие мотоспорта Украины и Европы».
По продолжительности бессменного служения спидвею Сергей Лятосинский не имеет себе равных на постсоветском пространстве. Начав в 1959 году механиком у Леонида Дробязко, он до сего времени ни на один день не разлучался с этим спортом, ставшим смыслом его жизни. Даже в 90-е, когда большинство людей думали о хлебе насущном и были вынуждены круто изменить свою жизнь, Сергей Викторович оставался непоколебим, и продолжал стоять на посту, сохраняя львовский спидвей, с которым, впрочем, он не расстается вот уже 50 лет.
Неизвестное об известном
Находясь много десятилетий на виду у мотоспортивной общественности, Сергей Викторович умудрился оставаться практически неизвестным не только широкому кругу болельщиков, но и знатокам спидвея. Спокойствие и уверенность в себе, четкое представление о пути к намеченной цели, отсутствие суетливости органично сочетаются в нем со скромностью. А ведь даже части того, чего достиг Лятосинский, иному дало бы повод постоянно ходить с гордо поднятой головой.
Чтобы не быть голословным, проследим основные вехи жизненного пути вице-президента ФМУ.
Все началось с того, что в боях за Одессу в начале октября 1941 года одессит Виктор Казимирович Лятосинский, которому было всего 18 лет, получил тяжелые ранения и попал в военный госпиталь, где ухаживала за ним 16-летняя медсестра Любовь Михайловна Яворская. Вскоре началась оккупация Одессы, и лечение было продолжено на квартире родителей Виктора. Вполне естественное развитие взаимоотношений между молодыми людьми в конечном итоге привело к появлению на свет 5 апреля 1943 года героя нашего рассказа.
Если мы теперь перенесемся в середину 50-х годов, то увидим, что семья Лятосинских живет в Одессе на улице Заславского в непосредственной близости от автомотоклуба. А для Одессы мотогонки - это история. На одесском ипподроме еще в дореволюционные времена гонялся на мотоцикле прославленный русский летчик Сергей Уточкин.
Сергей Лятосинский в юношестве успел попробовать себя в различных видах спорта, даже играл в юношеской футбольной команде «Локомотив». Но, получив в 16 лет права, сразу же отправился в мотоклуб, где ему тут же выдали мотоцикл. Правда, в виде груды металлолома. Обучать новичка взялся Леня Дробязко, который был старше Лятосинского на семь лет. Ученик оказался талантливым... механиком, и вскоре уже сопровождал популярного Дробязко на всех соревнованиях.
Нетрудно заметить, что произошло это в том самом 1959 году, когда в Уфе состоялся первый чемпионат СССР по спидвею, в котором Дробязко занял третье место. А незадолго до этого, опять же на том самом уфимском стадионе «Динамо», стал первым советским гонщиком, которому удалось попасть в призовую тройку на международных соревнованиях по спидвею. Механичая у Дробязко, Лятосинский начал тренироваться в мотокроссе. И весной следующего года вышел на свой первый старт.
«Это был мотокросс, который проводился 13 марта 1960 года в городе Одессе, - вспоминает Сергей Викторович. - В нем принимали участие спортсмены городов Одессы, Херсона, Николаева и Кишинева. Я занял тогда 3-е место среди юношей. А 10 апреля, на первенстве шести областей и Молдавской ССР, я среди юношей был первым».
Все началось... в Уфе
Способности у парня были, и их надо было развивать. В Одессе же спидвей, после премьеры в апреле 1959 года, больше не появился. И вот в конце 1960 года Леонид Дробязко по приглашению отца башкирского мотоспорта А.Л.Балабана отправился в Уфу, а с ним – и его верный механик Сергей Лятосинский. Родителям он сказал, что едет в Уфу поступать в институт.
Прикрепленный файл  ufa1.jpg   154,57К   30 Количество загрузок:Прикрепленный файл  ufa2.jpg   105,98К   24 Количество загрузок:
Теперь внимание, самый важный момент. Оказывается, один из лучших гонщиков Украины, сделал свои первые шаги в спидвее… в Уфе - городе, в котором ему было суждено прожить два года. В 1961-м Лятосинский дебютировал в соревнованиях по спидвею на стадионе «Труд», а в 1962-м уже успешно выступал за уфимскую команду «Комета» в первом лично-командном чемпионате СССР: стал по результативности 20-м гонщиком чемпионата, оставив позади 71 участника!
Но в Уфе было тесно даже местным гонщикам, а тут на карте Украины появилась еще одна спидвейная точка – Львов. И пришло время служить Родине.
Чемпион Советской Армии
На службу в СКА (Львов) и отправился Сергей Лятосинский, а весной 1963 года опробовал гаревую дорожку местного армейского стадиона.
Увы, на одной из тренировок он получил травму колена, и о том, чтобы попасть в главную команду, уже не было речи. Выступал в командном чемпионате СССР в составе команды СКА-2, которая заняла 7-е место. А первая команда завоевала звание чемпиона СССР, опередив уфимскую «Башкирию».
«В составе команды СКА-1 я выступал с 1964 года, - рассказывает Сергей Викторович. - Мы заняли в 1964 году 3-е место, в 1966 году – 2-е. В1965 году чемпионат СССР среди клубных команд не закончился, но на Спартакиаде народов СССР мы с Геной Куриленко в составе сборной Украины заняли 2-е место. В 1967 году на Спартакиаде, также в составе сборной Украины, у меня 3-е место».
Прикрепленный файл  lv1.jpg   166,89К   26 Количество загрузок:
Некоторое уточнение: в 1965 году командное первенство Спартакиады было одновременно командным чемпионатом СССР среди союзных республик, Москвы и Ленинграда. Проходили соревнования во Львове по личной таблице 16х20, но с командным зачетом. В пяти заездах Куриленко набрал 13 очков, Лятосинский – 10. Запасной Константин Крышталь (из чемпионского состава СКА 1963 года) ни разу не стартовал.
В первом Кубке СССР, финал которого проходил в Уфе в 1966 году, в составе команды СКА-1 Сергей Лятосинский занял второе место и опередил своего учителя Л.Дробязко, который к тому времени уже вернулся на Украину и выступал за ровенскую «Радугу».
В 1965 году во Львове был проведен первый чемпионат Вооруженных Сил СССР по спидвею. Сергей Лятосинский снова занял второе место, проиграл только Геннадию Куриленко. А в 1966 и 1967 годах, когда отслуживший друг уехал в Уфу, он дважды становился чемпионом ВС СССР.
В чемпионатах Украины по спидвею занимал следующие места: 1965 год – 3-е, 1966 – 3-е, 1967 – 1-е, 1968 год – 2-е.
1967 год был особенно удачным для Сергея Лятосинского. Кроме титула чемпиона Украины и командной бронзы Спартакиады народов СССР, он принес 24-летнему спортсмену третье место в континентальном четвертьфинале личного чемпионата мира в Мариборе (Югославия), а также девятое – в Золотом шлеме Чехословакии в Пардубице.
Здесь давайте сделаем небольшое, отнюдь не лирическое отступление.
Всю свою спидвейную жизнь Сергей Лятосинский вел своеобразные дневники – блокноты, в которых записаны все даты проведенных им гонок, названия, статус и занятые места. Поэтому, подводя итог своей гоночной карьере спидвеиста, он смог уверенно констатировать:
«За свою спортивную карьеру я принял участие в 253 соревнованиях (если гонки, которые проводились в два дня, считать за отдельное соревнование). За время выступлений побеждал более чем в 10 различных соревнованиях, в том числе в трех международных. О призовых местах не говорю».
30 лучших
И все-таки, для дотошных историков спидвея Сергей Викторович сделал выборку 30 самых значимых для себя результатов за период с 1964 по 1967 год (разумеется, кроме тех, что были указаны выше).
1. 24 мая 1964 года – г.Червоноград - гонки на приз открытия мототрека – 1-е место.
2. 21 июня 1964 года – г.Даугавпилс - матчевая встреча - 1-е место.
3. 28 июня 1964 года – г.Червоноград - матчевая встреча - 1-е место.
4. 20-21 июля 1964 года – г.Львов - I-й этап первенства Советского Союза - 1-й день - 2-е место, 2-й день - 3-е место.
5. 7-8 августа 1964 года – г.Уфа - II-й этап первенства Советского Союза - 1-й день - 1-е место.
6. 15-16 августа 1964 года – г.Ленинград - IV-й этап первенства Советского Союза 1-й день 2-е место, 2-й день - 1-е место.
7. 15-16 мая 1965 года – г.Львов - гонки на приз Львовского обкома комсомола – 1-е место.
8. 25 мая 1965 года – г.Ровно - международная встреча СССР - Польша - 3-е место.
9. 30 мая 1965 года – г.Ровно - международная встреча СССР - Чехословакия - 3-е место.
10. 10 июня 1965 года – г.Львов - матчевая встреча сильнейших гощиков СССР - 2-е место.
11. 3 августа 1965 года – г.Львов -1/4 финала личного первенства СССР - 1-е место.
12. 8 августа 1965 года – г.Ровно -1/2 финала личного первенства СССР - 2-е место.
13. 5 сентября 1965 года – г.Львов - гонки посвященные дню танкиста - 1-е место.
14. 19 сентября 1965 года – г.Прага - международная встреча Чехословакия - Польша - ГДР - Австрия и СССР - 2-е место.
15. 2-3 октября 1965 года – г.Даугавпилс - международная встреча СССР - Польша - 1-е место.
Прикрепленный файл  dau65.jpg   128,53К   37 Количество загрузок:
16. 10 октября 1965 года – г.Ленинград - международная встреча СССР - Польша - 4-е место.
17. 30-31 октября 1965 года – г.Даугавпилс - гонки на приз закрытия сезона - 2-е место.
18. 2-3 апреля 1966 года – г.Ереван - гонки сильнейших гонщиков СССР - 2-й день - 1-е место.
19. 9-10 апреля 1966 года – г.Львов - гонки на приз открытия сезона - 2-й день -2-е место.
20. 13 мая 1966 года – г.Гюстров (ГДР) - международная встреча - 3-е место.
21. 25 мая 1966 года – г.Владивосток - гонки на личное первенство - 1-е место.
22. 25 июля 1966 года – г.Червоноград - гонки на личное первенство - 3-е место.
23. 3-4 августа 1966 года – г.Ленинград - 1/2 личного первенства СССР - 2-й день - 2-е место.
24. 16 августа 1966 года – г.Червоноград - международная встреча СССР - ГДР - 1-е место.
25. 23 сентября 1966 года – г.Даугавпилс - гонки на личное первенство - 1-е место.
26. 8-9 апреля 1967 года – г.Ереван - гонки сильнейших гонщиков СССР - 1-й день - 2-е место, 2-й день - 1-е место.
27. 21 апреля 1967 года – г.Ровно - 1/2 лично-командного первенства Украины - 1-е место.
28. 1 мая 1967 года – г.Цирквеница (Югославия) - международная встреча - Югославия-Болгария-Австрия-ГДР-Венгрии и СССР - 2-е место.
29. 9 мая 1967 года – г.Кршко (Югославия) - международная встреча Югославия-ГДР-Венгрия-Чехословакия-Болгария-Австрия и СССР - 3-е место.
30. 27-28 мая 1967 года – г.Кадиевка - международная встреча СССР - Чехословакия - 3-е место.
Ледовый финиш
На завершение спортивной карьеры Сергея Лятосинского в определенной степени повлияли мотогонки на льду. Хотя нельзя сбрасывать со счетов закрытие отделения спидвея в СКА в связи с отъездом основателя львовского спидвея В.Я.Бондарчука в группу Советских войск в Польше, где он продолжал свою тренерскую деятельность, но уже в мотокроссе. Недолго просуществовав при «Авангарде» и «Сельмаше», львовская команда перебазировалась в Червоноград. Оставшаяся от СКА богатая материально-техническая база быстро истощилась, а выделяемых предприятиями средств не хватало даже на сколько-нибудь отдаленные поездки. Но все-же точку поставил лед.
В 1969 году в Житомире состоялся первый чемпионат Украины по мотогонкам на льду. Состязания проводились в двух классах мотоциклов. На самых мощных - 350 куб.см. первым чемпионом Украины стал Сергей Лятосинский.
Прикрепленный файл  ОТ ШАХМАТОВА.jpg   134,85К   39 Количество загрузок:
«7-8 февраля 1970 года в Киеве разыгрывался второй чемпионат Украины. Было уже три класса мотоциклов, добавился класс 500 куб.см., - вспоминает Сергей Викторович. - Я выступал в двух классах мотоциклов – 350 и 500 куб. см. Для мотоцикла 350 куб.см. я переделал раму и опустил ниже двигатель, но не учел, что ижевский мотор намного шире, чем у «Явы». Попробовать во Львове не получилось и, естественно, на первой же тренировке (а в первый день проводилась официальная тренировка и заезды в классах 175 и 350 куб.см.), я дважды падал после входа в первый поворот. Как потом выяснилось, после второго падения у меня были сломаны два ребра, но я все же принял участие в соревнованиях. Правда нормально ложить мотоцикл уже нельзя было, и я занял в классе 350 куб.см. 2-е место.
Во второй день в классе мотоциклов 500 куб.см., в одном из заездов у меня спустило заднее колесо, и я еле доехал до финиша. В результате тоже 2-е место.
Самое интересное, что в первый и второй день соревнований, мотоциклы мне заводили механики, так как из-за сильной боли я не мог делать резких движений. Потом врач сказал, что я в рубашке родился: если бы ребро пробило диафрагму, мог бы быть печальный конец. Это были мои последние старты».
Тренерская работа
В 1968 году С.В.Лятосинского назначили главным тренером сборной команды Украины по трековым видам мотоциклетного спорта, и им он являлся около 40 лет. Участие сборной команды Украины, а также отдельных спортсменов в чемпионатах СССР и Спартакиадах народов СССР, проходило под его непосредственным руководством. А там тоже были определенные достижения.
И уже в 1977 году Лятосинскому было присвоено звание «Заслуженный тренер УССР», а потом он был награжден тремя Почетными знаками ДОСААФ СССР. Занимался и судейством, стал судьей Всесоюзной категории, судил многие финалы чемпионатов СССР.
С 1972 по 1991 год работал тренером сборной СССР по спидвею. Был даже момент, когда Сергею Викторовичу предложили пост старшего тренера и переезд на ПМЖ в Москву. Но семья не согласилась, предпочтя остаться в уютном и тихом Львове. И оказалось, что осталась не зря. Неутомимый Лятосинский вскоре нашел единомышленников среди армейско-спортивного генералитета и получил добро на возрождение спидвея при львовском СКА. А в советское время такое добро означало и материальные ресурсы.
Возрождение СКА
В 1988 году на стадионе СКА снова появилась "гаревая" дорожка для мотогонок. Была создана команда «СКА-Спидвей», которая выиграла турнир командного чемпионата СССР первой лиги группы Б. На следующий год, в укрепленном составе она победила в группе А и вышла в Высшую лигу. В 1990 году команда СКА (Львов) завоевала серебряные медали чемпионата СССР, а в 1991 году – золотые! Если уфимская «Башкирия» была первым чемпионом СССР, то львовский «СКА-Конвейер» Сергея Лятосинского стал последним.
В эти же годы благодаря С.В.Лятосинскому во Львов стремительно возвращались крупные соревнования, каких не было здесь почти 30 лет. Финалы чемпионата СССР, Кубка СССР и, наконец, - впервые на территории СССР, - финал чемпионата мира по спидвею среди юниоров. В 1990 году серебряным призером этого чемпионата во Львове стал гонщик львовского СКА Рене Аас. А через год гонщик львовского СКА Риф Саитгареев стал чемпионом Европы по травяному треку.
Сергею Викторовичу даже оттого, что удалось все это сделать, было тепло на сердце. Вдвойне приятнее было, что на треке возродилась и фамилия Лятосинских: дело отца продолжил сын. Александр Лятосинский стал чемпионом СССР и России в командных гонках, пять раз выиграл чемпионат Украины, а увенчал свою карьеру престижной победой в Золотом шлеме Австралии. Сейчас и Александр – общественный деятель, президент трековой комиссии ФМУ, член комиссии УЕМ.
Тут будет уместно сказать еще об одном рекорде династии Лятосинских. У Сергея Викторовича два внука, и оба они тоже вписали свои имена в историю украинского спидвея. Сергей Лятосинский-младший (сын Александра) дважды был чемпионом Украины среди юношей, а Сергей Сенько (сын дочери Татьяны) – четыре раза чемпионом Украины среди юниоров.
Во главе мотоциклетных федераций
Пару лет тому назад на Конгрессе УEM, который проходил в Италии, Сергей Лятосинский получил из рук президентов ФИМ и УEM диплом и почетную награду, в связи со значительным вкладом в дело развития мотоспорта как в Украине, так и в Европе. Никто из мотоспортивных деятелей Украины за всю историю такой награды не получал. Да и в СНГ тоже. А в конце 2012 года президент ФИМ Вито Ипполито снова имел удовольствие пожать руку украинского коллеги. На конгрессе ФИМ в Монако он вручил Сергею Лятосинскому награду в честь 20-летия ФМУ и ее членства в ФИМ.
Прикрепленный файл  В.Ипполито и С.Лятосинский.jpg   302,82К   44 Количество загрузок:
Пусть не покажется, что членство в комиссиях и посты в федерациях – дело чисто номинальное, и что оно лишь дает повод совершить туристическую поездку в какую-нибудь страну. Все зависит от человека.
Сергей Викторович Лятосинский шесть лет назад совершил по-юношески дерзкий поступок – предпринял попытку, используя свои государственные и международные титулы, организовать спидвей в своей родной Одессе. С помощью президента ФМУ В.А.Копылова, который в то время был заместителем министра финансов Украины, Лятосинский на несколько дней выезжал в Одессу и встречался с губернатором и мэром Одессы (естественно Копылов с ними предварительно созвонился), для того чтобы найти место для строительства в Одессе мотоспортивного комплекса. Объездив всю Одессу, нашел четыре таких места: три старых заводских стадиона и бывший Школьный аэродром. Одно место нашел идеальное, в районе Лузановки, 300 метров до моря, пустырь. Все было доложено на высшем уровне. И все... осталось на своих местах. Объяснять почему, думается, не надо. А ведь еще в 1963 году в журнале «За рулем» было опубликовано письмо под заголовком «Одессе нужен мототрек». Как говорится, а воз и ныне там...
Поэтому еще неизвестно, что былобы с украинским спидвеем, если бы в руководстве ФМУ не было Лятосинских. Поэтому С.В. Лятосинский каждое утро отправляется на родной стадион СКА, где располагается спортивный клуб ,,СКА-Спидвей", президентом которого он является.
***
Прикрепленный файл  2013_IR_EC_1.jpg   681,17К   34 Количество загрузок:
С.В. Лятосинский многократно возглавлял международные жюри различных европейских чемпионатов по спидвею и гонкам на льду. В частности, в 2007 году он был президентом жюри на уникальном, единственном «азиатском» чемпионате Европы, проходившем в Учалах. А в свой, дважды юбилейный, нынешний год исполнил те же функции на своей спидвейной родине – в Уфе.
***
Вот так очень сжато, но и очень весомо выглядит жизнь в спидвее Сергея Викторовича Лятосинского.
От имени всех форумчан хочу пожелать ему крепкого здоровья, семейного и жизненного благополучия, и новых больших свершений во славу спидвея.
***
А еще хочу пожелать (или попросить) – сделать подарок всем, кто любит этот спорт, написав большую книгу о спидвее. Сергей Викторович – свидетель практически всех чемпионатов Советского Союза, три десятилетия как гонщик и тренер провел в сборной Союза. В его памяти лица и фамилии практически всех людей, с которыми он соприкасался в своей жизни. Он помнит даже всех тех, с кем начинал свою карьеру в Уфе и уверенно называет каждого на старых фотографиях. В его памяти и десятках увесистых блокнотов – тысячи фактов и различных событий, происходивших с ведущими гонщиками Советского Союза.
Уже нет многих из тех, с кем связала его гаревая дорожка. Но Сергей Викторович не закрывает ручку газа и уверенно проходит поворот за поворотом. Да еще с заносом.
Видимо это знак. Это ему выпала миссия не только строителя отечественного спидвея, но и хранителя его истории. Значит пришла пора убрать руки с руля и взяться за клавиатуру…
Удачи Вам, Сергей Викторович!

#2 Boris

Boris

    Академик СФ

  • Участники
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 4 653 сообщений

Отправлено 06 апреля 2013 - 16:12

Красиво написано, можно было бы и дополнить "неизвестного об известном", но только изменит ли это хоть что-нибудь в украинском спидвее???
Слушай всех, прислушивайся к немногим, решай сам!

#3 Reestell

Reestell

    Профессор

  • Участники
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 255 сообщений

Отправлено 08 апреля 2013 - 04:08

http://speedway-rivn...2013-04-06-2311
Изображение

#4 Alexander

Alexander

    Член-корреспондент СФ

  • Модераторы
  • 2 491 сообщений

Отправлено 09 апреля 2013 - 09:55

Отличная статья!




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных